Это вид деятельности, связанный странсформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам.
Различают несколько видов инноваций:
- технические: появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
- технологические: возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
- организационно-управленческие: связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные: решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
- социальные: направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Инновационно-активная организация
Это организация, осуществляющая разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды ИД.
Инновационная продукция (ИП)
Продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций.
Таким образом, она охватывает изделия новые (вновь внедренные), подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая ИП).
Прочая ИП является результатом внедрения процессных инноваций. Как правило, это относится к продукции, уже выпускаемой предприятием. Данная категория включает продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемые путем технологического обмена.
Объем ИП
включает в себя продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций.
Статистика учитывает объем ИП аналогично объему отгруженной продукции в отпускных ценах предприятий без НДС, спецналога и акцизов.
Объем ИП
Общий объем ИП предприятий промышленности по двум первым группам новизны (новые и подвергшиеся усовершенствованию) в 1999 году составил79миллиардов рублей, что почти в два раза больше, чем в 1998 году (43,6миллиарда рублей). Основная доля объема приходится на новую продукцию — более 75процентов объема.
Самый большой объем ИП предприятий промышленности в 1999 году приходился на предприятия по производству машин, оборудования, приборов и транспортных средств — 29,4 миллиарда рублей, а также по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий— 11,3 миллиарда рублей. При классифицировании ИП по уровню новизны наибольший объем ИП, подвергавшейся усовершенствованию, приходится на производство машин, оборудования, приборов и транспортных средств — 9 миллиардов рублей, а также на коксохимическое производство, производство продукции нефтеперегонки, радиоактивных веществ, продукции химического синтеза,резиновых и пластмассовых изделий— 3,9 миллиарда рублей.
Объем оказанных услуг инновационного характера в 1999 году составил 8миллиардов рублей — 17 процентов от объема всех оказанных за этот период услуг. Почти все услуги (98 процентов) приходятся на электрическую связь.
Цели ИД
В 1999 году наибольшее число предприятий промышленности основной целью ИД считало расширение ассортимента промышленной продукции, видов услуг (1146 предприятий). В свою очередь,955 предприятий считало основной целью ИД улучшение качества продукции. Для частных промышленных предприятий характерно стремление к созданию новых рынков сбыта в России, для предприятий всех других форм собственности более характерно желание обеспечить соответствие продукции современным правилам и стандартам.
Цели ИД меняются также в зависимости от видов экономической деятельности промышленного предприятия. Для горно-добывающей промышленности и металлургического производства более важно сокращение материальных затрат; для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, а также текстильных изделий, одежды, меха и кожи — сохранение и расширение традиционных рынков сбыта; для производства древесины, целлюлозно-бумажного производства, полиграфии, издательского дела и коксохимического производства — создание новых рынков сбыта; для производства неметаллических минеральных продуктов — обеспечение соответствия современным правилам и стандартам. Для предприятий электроэнергетики наиболее важно сокращение затрат на электроэнергию и материальных затрат.
Выбор цели ИД зависит от географического расположения предприятия.
Для предприятий Центрального, Северо-Западного округов важно создание новых рынков сбыта внутри России, для предприятий Южного и Приволжского округов — сохранение и расширение традиционных рынков сбыта. Для предприятий Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов — обеспечение соответствия современным стандартам и правилам.
Факторы, препятствующие осуществлению ИД
Основные экономические факторы: недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительный срок окупаемости нововведений.
Производственные факторы: низкий инновационный потенциал предприятия, недостаток квалифицированного персонала, отсутствие информации о новых технологиях.
Среди прочих причин – недостаток законодательных и нормативно-правовых документов.