Необходимость инноваций: проблемы и пути активизации инновационной деятельности
Динамичный экономический рост является важнейшим фактором
конкурентоспособности страны в рыночной системе. Впроцессе
совершенствования рыночной модели экономики приоритетное
вниманиедолжно быть уделено развитию производства на новой
технической основе, активизации инновационнойдеятельности по
воплощению результатов научно-технических разработок впроизводство,
созданию новых технологических процессов и перестройке на
современнойнаучно-технической основе всех отраслей материального
производства и сферыобслуживания.
Во всем мире инновации сегодня –это не прихоть, а необходимость
выживания, сохранения конкурентоспособности идальнейшего
процветания. Яркий пример тому –события на рынке мотоциклов. Когда
компания Yamaha предпринялапопытку атаковать компанию Honda, та в
ответ вместо традиционного снижения ценвыбрала инновационную
стратегию и за 18 месяцев выпустила на рынок 113 новыхмоделей
мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех [1].
Опыт экономически развитых стран показывает, что
победителем в борьбе за потребителяоказывается тот, кто строит свою
деятельность преимущественно на основеинновационного подхода и
главной целью стратегического плана ставит разработкуновых товаров и
услуг.
Это связано с тем, что напредприятия оказывает давление внешний и
внутренний рынок. Изменяется поведениепотребителей, они становятся
все более требовательными и разборчивыми, а вситуации, когда на
рынке представлено много похожих, а то и вовсе одинаковыхтоваров и
услуг, даже небольшое преимущество в качестве или в цене
становитсярешающим.
К тому же рыночная ситуацияменяется стремительно. Предприятие,
желающее шагать в ногу со временем, должнопостоянно совершенствовать
методы управления персоналом, способы взаимодействияс партнерами и
клиентами, внимательно следить за действиями
конкурентов,своевременно предпринимать те или иные шаги на рынке и
внедрять новыетехнологии. По сути, жизнь предприятия, как и жизнь
человека, –бесконечная череда изменений. Остановка означает
деградацию,а деградация – это гибель.
Непременными критериями инноваций являются новизнаидей и их
воплощение, реализация в практической деятельности, в
новыхпродуктах. Суть инновационной деятельности заключается в
максимизации получениясоциально-экономического эффекта за счет
повышения эффективности использованияинтеллектуального потенциала
[3].
Инновационная активность предприятия может статьодним из основных
условий формирования его конкурентоспособной
стратегическойперспективы, удержания и расширения рыночной ниши.
Поэтому предприятия,преодолевая экономические трудности, начали
повышать инновационную активность,вести разработки в области
продуктовых и технологических инноваций. Внедрение инновацийна
промышленных предприятиях все больше рассматривается ими как
единственный способповышения конкурентоспособности производимых
товаров, поддержания высокихтемпов развития и уровня доходности.
Однако стоит отметить, что благоприятно влияют напредприятия
далеко не все нововведения, они вполне могут нанести и ущерб.
Инновации всегда носят рисковый характери к их внедрению и
разработке необходимо подходить осознанно, учитываявозможность
потери вложенных средств. По данным Harvard business review, до
70%инноваций в организациях заканчиваются провалом или не достигают
запланированногорезультата. Но предприятия, даже успешные на данный
момент, но не занимающиесяинновациями, рано или поздно все же
столкнутся с трудностями, рынок требуетпостоянного обновления, и нет
ничего постоянного, особенно когда речь заходит
оконкурентоспособности.
Достижение существенных результатов в развитииинновационной сферы
среди более широкого круга предприятий в ближайшее
времяпредставляется проблематичным в связи с существованием ряда
факторов,сдерживающих инновационную активность.
Основное влияние оказывает отсутствие серьезного опыта ведения
инновационной деятельности врыночных условиях. Корни этой
проблемы уходят в прошлое и связаны с
ориентациейнаучно-исследовательских организаций на выполнение
государственных, в основном,военно-промышленных, заказов и
отсутствием ранее возможностей длясамостоятельного введения новых
изделий на рынок.
Сказывается и проблема отсутствия общепринятойтерминологии. В
литературе широко представлены различные определения термина
«инновация»; в англ. «innovation»следуетпонимать как новый
или усовершенствованный продукт или технологию, созданную
врезультате использования новшества и реализуемую на рынке или
внедренную впроизводственную, управленческую или иную деятельность.
Нет единого представленияо понятии «инновационная
деятельность»,которая по сути является видом предпринимательской
деятельности, так какнаправлена на использование новшеств для
получения прибыли [4].
В стране неразработана правовая база инноваций, в
законодательстве РФ до сих пор не принят Федеральный закон «Об
инновационнойдеятельности в Российской Федерации», хотя подготовка
его была начата еще в1998 году. Правительство в явно недостаточной
степени контролирует деятельностьгосударственных заказчиков, уделяет
мало внимания практическому использованию результатовНИОКР,
финансируемых из федерального бюджета, не обеспечивает
широкогораспространения и использования рыночных механизмов для
поддержки и развитиянауки. Доля бюджетных средств в инновационных
затратах предприятий не превышает5% [5].
Действующее налоговое законодательство содержитлишь
ограниченный набор льгот дляпредприятий, осуществляющих
инновации, что отрицательно сказывается на масштабах и темпах
научно-технического прогресса.В итоге при значительном научном
потенциале инновационная деятельность характеризуетсянизкими
показателями инновационной активности. Согласно данным
обследованияЦентра экономической конъюнктуры при Правительстве
Российской Федерации (ЦЭК),удельный вес предприятий, осуществляющих
инновации, составил 32% [5].
Обостряются проблемыподготовки и закрепления квалифицированных
кадров в отечественной науке ипромышленности. Вследствие низкой
зарплаты, отсутствия помощи со стороныгосударства в приобретении
научного оборудования молодежь уходит из науки, специалистывыезжают
для работы в зарубежные научные лаборатории, происходит так
называемая«утечка мозгов» и старение научных кадров [6].
Инновационная активность предприятий сдерживаетсятакже из-за
неблагоприятного деловогоклимата, обусловленного, содной
стороны, высоким уровнем фискального давления, с другой –
неактивнойролью государства в защите прав собственности, слабой
поддержкой предприятийинновационной сферы и отсутствием равных
условий для конкуренции. Государственные программы оказывают
слабоевоздействие на инновационную деятельность промышленных
предприятий. Так, помнению большинства опрошенных руководителей,
95%, «участие в программах государственнойподдержки» не оказало
значимого воздействия на инновационную активностьпредприятий [5].
Чрезвычайно высокимиостаются трансакционные издержки и
административные барьеры, препятствующие
инновационнойактивности.
Наряду с этими факторами, сдерживающими инновационнуюактивность,
существуют и препятствия, связанные с неэффективным управлением
предприятием и низким уровнем корпоративнойкультуры. К
сожалению, достаточночасто менеджеры компаний действуют лишь в
собственных интересах или в интересахузкой группы акционеров.
По оценкам зарубежных экспертов, в 2000 г. Россиясреди 35 стран с
развивающейся экономикой занимала 2-е место в мире (послеКитая) по
индексу «непрозрачности»компаний (Opacity Index) [7].
Результаты исследования (опубликованные24.04.2004 г.) Агентства
Pricewatehouse Coopers с оценками Индексанепрозрачности экономики
государств показывают, что вследствие непрозрачностиэкономики Россия
недополучает ежегодно около $10 млрд. прямых иностранныхинвестиций.
Иностранные инвестиции как источник финансирования
инновационнойдеятельности имеют распространение только на
незначительном количестве (3%) предприятийинновационной сферы [5].
Внутренниепроблемы отечественных производителей
существенно замедляют ихинновационную активность. Инфраструктура
играет ключевую роль вфункционировании инновационной системы
предприятия. При недостаточной эффективности управления
инновационными процессами, отсутствииструктуры и координации не
обеспечивается движение потоков информации, знаний,технологий,
рыночных потоков, осуществляющих взаимодействие с
различнымиструктурами.
Слаборазвитыйуровень инновационной политики предприятия и
маркетинга технологий ведет к неумению достоверно
прогнозировать, выявлять потребительскиепредпочтения и реагировать
соответствующим образом.
Устаревшееоборудование, потеря технологий, высокие издержки,
финансовые проблемы,длительный период окупаемости нововведений –
все эти факторы сдерживают инновационнуюактивность предприятий.
При этом недостаток собственных финансовых средств (для56%
предприятий), высокий процент коммерческого кредита (для 20%
предприятий)являются доминирующими факторами, так как основными
источниками финансированияинновационной деятельности предприятий
выступают собственные финансовые ресурсы(для 89% предприятий) и
кредиты коммерческих банков (для 42% предприятий) [5].
По результатам обследования выявлены основныефакторы,
сдерживающие внедрение нововведений. С целью активизации
инновационнойдеятельности необходимы разработка и осуществление
комплекса мероприятий длянейтрализации воздействия сдерживающих
факторов. При этом перед государствомстоит основная задача –
гармонизация отношений между государством, бизнесом инаукой в
интересах развития высоких технологий; создание механизмов, которые,
всвою очередь, обеспечат повышение конкурентоспособности
национальной экономики.
Государство должнообеспечивать благоприятный
инвестиционный климат с цельюиспользования внутренних и иностранных
инвестиций для качественных изменений винновационной деятельности,
способствовать реализации программ реструктуризациипредприятий,
технологической модернизации производства, иметь
программустимулирования инновационно-ориентированного
предпринимательства, поощрятьразвитие венчурных компаний,
разрабатывать правовую базу. Только так можнодобиться ускоренного
продвижения инноваций в производство и заметного повышенияего
конкурентоспособности.
Инновации в Россиинадо сделать выгодным делом. Об этом
заявил в ИА «Росбалт» первый заместитель председателя
ПрезидиумаСанкт-Петербургского научного центра РАН, академик
Геннадий Терещенко. Онпривел примеры отношения к инновациям в разных
странах мира. Например, в Австралиипредприятие, которое внедряет
научные разработки, на несколько лет либо совсемосвобождается от
налогов, либо платит минимальный процент. Такая же
ситуацияскладывается в современной Эстонии. Например, в
Санкт-Петербурге структурафинансирования академической науки такова,
что средства федерального бюджетаможно использовать на
инновационные, часто коммерческие, структуры только на25%. Выше –
уже финансовое нарушение со всеми вытекающими из этого
последствиями.
Для осуществления инновационной деятельностинеобходимо наличие
инновационногопотенциала предприятия, который характеризуется
как совокупность различныхресурсов (интеллектуальных, материальных,
финансовых, кадровых,инфраструктурных и др.). От состояния
инновационного потенциала зависит выбортой или иной стратегии,
который можно определить как «меру готовности»выполнить поставленные
цели в области инновационного развития предприятия.
На предприятии должен быть лидер – новатор, готовый
выделить ресурсы на разработку новойпродукции, и постоянно
заинтересованный в инновациях персонал. Из мировогоопыта известно,
что стремление к инновациям таких известных менеджеров, какБилл
Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из
GeneralElectric, привело их компании к мировому лидерству [6].
Предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг
развития науки и техники длявнедрения последних достижений в этих
областях в производственный процесс исвоевременного отказа от
используемой устаревшей продукции и технологиипроизводства.
Источниками информации о среде могут служитьотраслевые
конференции, сеть научной информации (например, STN
International),профессиональные совещания и другие каналы. Например,
во Всероссийском ВыставочномЦентре 15-18 февраля 2005 г.
проводился V Московский международный салон инновацийи инвестиций.
Основная цель проведения Салона – содействие изобретателям,
разработчикам и производителямвысокотехнологической продукции в
представлении изобретений и инновационныхпроектов в интересах
продвижения перспективных технологий и продукции наотечественный и
зарубежный рынки [10].
Для адаптации инновационных решений необходимо:проведение
маркетинговых исследованийпо выявлению потребительских предпочтений
и изменений на рынке продукции,социологических опросов работников,
разработки индивидуальной политикипредприятия на рынке,
сегментирование, позиционирование, определение потенциаларазвития
предприятия и выявление «узких мест».
Снижение уровня риска инноваций возможно путемсбора информации и
разработкипредварительных мероприятий, связанных с
последовательным выполнением первоочередных действий, направленныхна
снижение уровня риска до минимума.
При рассмотрении общепризнанных недочетовпредставления инноваций
на рынок можно сделать вывод о том, что успех внедрениянововведений
во многом зависит от системыуправления, применяющейся
напредприятии. Сегодня руководителю для успешного управления
бизнесом необходимосовершенствование менеджмента управления
инновациями и приведение его к уровню,сравнимому с международным.
Повышение инновационной грамотности возможно черезконсалтинговые
услуги, образовательные системы подготовки менеджеров, семинарыи
выставки.
Руководство предприятия должно уделять особое вниманиесозданию
системы сбора и анализаинформации, позволяющей определить или
прогнозировать результат отвнедрения новшеств. Правильно
организованная система внутренней и внешнейкоммуникации будет
являться своеобразным компасом, определяющим и
показывающимнеобходимое направление. Создание такой системы является
компонентом, влияющимна конкурентоспособность предприятия, ибо
определить, разработать, внедрить иполучить ожидаемый результат
возможно только имея четко отлаженные механизмыпринятия решений.
Литература:
Дойль П.Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Питер, 1999.
Иванов В.П.Инновации. – 2002. – № 5.
БекетовН.В. Научно-инновационная система региона: теория,
методология и практикаорганизации. – М.: Институт науч. информ. по
обществ. наукам РАН, 2002.
Фондподдержки стратегических исследований и инвестиций
Уральского Федеральногоокруга, 2003.
Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Менеджмент в
Россиии за рубежом. – 2000. – № 3.
Берзон Н.Формирование инвестиционного климата в экономике //
Вопросы экономики. – 2001.– № 7.
Московский международный салон инноваций и инвестиций. – М.,
2005.