ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
projects.innovbusiness.ru
Вверх F01 Машины или двигатели вообще (двигатели внутреннего сгорания  F 02; гидравлические машины  F 03F 04); силовые установки с двигателями; паровые машины
Примечания
Примечание предназначено помочь в использовании данного подраздела, но его не следует понимать так, что оно каким-либо образом влияет на классификационную схему в целом.
(1) Подклассы или группы, к которым отнесены те или иные двигатели или насосы, включают в себя также рабочие процессы двигателей или насосов, если для них не предусмотрены специальные рубрики.
(2) Применяемым в классах  F 01 - F 04 данного раздела терминам придаются следующие значения:
         - "ДВИГАТЕЛЬ" - устройство для непрерывного преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию. Этим термином охватываются паровые машины, паровые или газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания и др. Однако к "двигателям" не отнесены одноходовые устройства разового действия, т.е. такие устройства, как гидравлические или пневматические силовые цилиндры. К "двигателям" отнесены также те части измерительных устройств, в которых совершается непрерывное преобразование энергии рабочего тела в механическую энергию, хотя последняя используется лишь для целей измерения, а не для силового привода потребителей энергии;
         - "НАСОС" - устройство для непрерывного нагнетания, сжатия или отсасывания текучих сред механическими или иными средствами. Сюда относятся как насосы для жидкостей, так и компрессоры, вентиляторы, воздуходувки, вакуум-насосы и другие устройства для нагнетания или отсасывания сжимаемых сред, т.е. газов и паров;
         - "МАШИНА" - устройство, которое может выполнять функции как двигателя, так и насоса. Термином "машины" не охватываются устройства, которые могут работать только как двигатели или только как насосы;
         - "ОБЪЕМНОЕ РАСШИРЕНИЕ (ВЫТЕСНЕНИЕ)" - термин, характеризующий способ преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию, при котором изменение объема, создаваемого рабочим телом в рабочей камере, производит соответствующее перемещение передающего энергию механического органа и наоборот, при этом кинетическая энергия рабочего тела не оказывает существенного влияния на процесс;
         - "НЕОБЪЕМНОЕ РАСШИРЕНИЕ (ВЫТЕСНЕНИЕ)" - термин, характеризующий способ преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию, при котором энергия рабочего тела преобразуется в кинетическую энергию и наоборот;
         - "МАШИНА С КАЧАЮЩИМСЯ РАБОЧИМ ОРГАНОМ" - машина объемного вытеснения, в которой рабочий орган, взаимодействующий с текучей средой и передающий движение, качается. Это определение относится как к двигателям, так и к насосам;
         - "РОТОРНАЯ МАШИНА" - машина объемного вытеснения, в которой рабочий орган, взаимодействующий с текучей средой и передающий движение, вращается вокруг неподвижной оси или вокруг оси, перемещающейся по круговой или близкой к ней траектории;
         - "ВРАЩАЮЩИЙСЯ ПОРШЕНЬ (РОТОР-ПОРШЕНЬ)" - передающий движение рабочий орган роторной машины любой приемлемой формы, например в виде зубчатой шестерни;
         - "ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ" - этот термин в отношении роторных машин обозначает вращающийся или качающийся поршень и другой элемент, например стенку рабочей камеры, которые способствуют передаче движения или нагнетающему действию;
         - "ДВИЖЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ" - относительное движение, при котором один из взаимодействующих элементов может быть неподвижен, даже если речь идет о его "оси вращения", или оба элемента могут находиться в движении;
         - "ЗУБЬЯ ИЛИ ИХ ЭКВИВАЛЕНТЫ" ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ КУЛАЧКИ, ВЫСТУПЫ, ОПОРЫ;
         - "С ВНЕШНИМ РОТОРОМ" ("С ВНУТРЕННЕЙ ОСЬЮ") - термин применяется в отношении таких типов машин, в которых ось вращения внутреннего и наружного взаимодействующих элементов остается всегда внутри внешнего элемента, как например, ось зубчатого колеса, находящегося в зацеплении с зубьями шестерни внутреннего зацепления. Приведенные разъяснения относятся также к двигателям и насосам;
         - "СВОБОДНОПОРШНЕВЫЕ МАШИНЫ ИЛИ ДВИГАТЕЛИ" - поршневые машины или двигатели, в которых длина хода поршня не ограничена механическими связями и может изменяться при изменении режима работы машины;
         - "ЦИЛИНДРЫ" - рабочие камеры объемного вытеснения вообще, поэтому они могут иметь не только круглое поперечное сечение;
         - "КОРЕННОЙ ВАЛ" - вал, преобразующий возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение;
         - "СИЛОВАЯ УСТАНОВКА" - установка, состоящая из двигателя и всех вспомогательных устройств, необходимых для его работы. Так, например "ПАРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА" состоит не только из паровой машины или паровой турбины как таковых, но включает в себя также парогенератор, т.е. котел со всеми необходимыми вспомогательными устройствами;
         - "РАБОЧЕЕ ТЕЛО" - текучая среда, которая приводится в движение насосом или которая приводит в движение двигатель. Рабочее тело может быть либо в газообразном состоянии, т.е. сжимаемым, либо в жидком, т.е. несжимаемым. В первом случае возможно одновременное существование двух состояний;
         - термин "ПАР" относится не только к водяному пару, но и к любым конденсирующимся парам вообще. Термин "специальные пары" относятся к различным парам, за исключением конденсирующихся;
         - "РЕАКТИВНОГО ТИПА" - термин применяется в отношении машин или двигателей необъемного вытеснения. Он относится к таким машинам или двигателям, в которых преобразование потенциальной энергии сжатой текучей среды в кинетическую энергию струи целиком или частично происходит в роторе. Машины или двигатели, в которых отсутствует подобное преобразование в роторе или это преобразование слабо, называются машинами или двигателями "ИМПУЛЬСНОГО ТИПА".
(3) В данном подразделе:
         - циклически действующие распределительные механизмы, смазочные устройства, глушители или выхлопные устройства, а также устройства для охлаждения должны относиться к подклассам  F 01LF 01MF 01NF 01P независимо от их частного применения, если только названные устройства по своим характеристикам не ограничиваются применением только в конкретных типах двигателей или насосов. В последнем случае перечисленные выше устройства следует относить к соответствующему классу  F 01 - F 04.
         - что касается смазочных устройств, глушителей или выхлопных устройств, а также устройств для охлаждения машин и двигателей, то они должны классифицироваться в подклассах  F 01MF 01NF 01P; если же перечисленные устройства предназначены только для паровых машин, их следует классифицировать в подклассе  F 01B.
(4) При использовании настоящего подраздела в отношении подклассов  F 01BF 01CF 01DF 03B и  F 04B,  F 04CF 04D, составляющих его основу, следует особое внимание обращать на:
         - общий принцип, заложенный в структуру классификации;
         - обязательные признаки классифицирования;
         - возможность классифицирования дополнительной информации.
                  (i) Принцип.
                           Это в основном относится к вышеперечисленным подклассам. Другие подклассы, особенно подклассы класса  F 02, в которых тематика определена лучше, здесь не рассматриваются.
                           Каждый подкласс в основном включает определенный род устройств (двигатели или насосы) и, кроме того, может быть расширен за счет "машин" того же вида, т.е. устройств, способных выполнять функции как двигателя, так и насоса. Таким образом, один и тот же подкласс охватывает две категории технических объектов, одна из которых имеет более общий характер, чем другая.
                           Подклассы  F 01BF 03B,  F 04B, кроме того, что они сами включают эти две различные по степени общности категории технических объектов, по отношению к другим подклассам, включающим различные виды устройств рассматриваемого рода, являются более общими.
                           Например, подкласс  F 03B в отношении машин является более общим по отношению к подклассам  F 04BF 04C, а в отношении "двигателей" - к подклассу  F 03C.
                  (ii) Признаки.
                           а) При классифицировании основным признаком подраздела является род устройства, причем различают только три рода устройств:
                                    - машины;
                                    - двигатели;
                                    - насосы.
                           б) Как указывалось выше, "машины" всегда связаны с одним из двух других родов устройств. Эти основные устройства подразделяются в соответствии с общими принципами их работы:
                                    - принципом объемного вытеснения;
                                    - принципом необъемного вытеснения.
                           в) Устройства, работающие по принципу объемного вытеснения, подразделяются дальше в соответствии со способом осуществления основного принципа работы, т.е. в зависимости от вида устройства на:
                                    - поршневые;
                                    - роторные или с качающимися рабочими органами;
                                    - прочие.
                           г) При классифицировании , необходимо также обращать внимание на применяемое рабочее тело, в зависимости от типа которого различают три разновидности устройств, работающих на:
                                    - жидкости и сжимаемой среде;
                                    - сжимаемой среде;
                                    - жидкости.
                  (iii) Дополнительные характеристики.
                           Дополнительные характеристики могут появляться в связи с парами подклассов, указанных выше, и в соответствии с признаками рассматриваемых типов устройств или рабочей среды.
                           Указанные подклассы с различными принципами, признаками и дополнительными характеристиками приведены в нижеследующем "Содержании подраздела".
                           Из него видно, что:
                                    - для одного и того же вида устройств данного рода характеристика "рабочее тело" связывает подклассы:
                                             Машины:
                                                       F 01B и  F 04B
                                                       F 01C и  F 04C
                                                       F 01D и  F 03B
                                             Двигатели:
                                                       F 01B и  F 03C
                                                       F 01C и  F 03C
                                                       F 01D и  F 03B
                                    - для одного и того же вида рабочего тела характеристика "устройство" связывает подклассы таким же образом, как понятие относительной применимости.

Содержание класса
МАШИНЫ
объемное вытеснение
вращающийся или качающийся рабочий орган
жидкость и сжимаемая текучая среда или сжимаемая текучая среда F01C
только жидкость F04C
поршневой или другой вращающийся или качающийся рабочий орган
жидкость и сжимаемая текучая среда или сжимаемая текучая среда F01B
только жидкость F04B
необъемное вытеснение
жидкость и сжимаемая текучая среда или сжимаемая текучая среда F01D
только жидкость F03B
ДВИГАТЕЛИ
объемное вытеснение
вращающийся или качающийся рабочий орган
жидкость и сжимаемая текучая среда или сжимаемая текучая среда F01C
только жидкость F03C
поршневой или другой вращающийся или качающийся рабочий орган
жидкость и сжимаемая текучая среда или сжимаемая текучая среда F01B
только жидкость F03C
необъемное вытеснение
жидкость и сжимаемая текучая среда или сжимаемая текучая среда F01D
только жидкость F03B
НАСОСЫ И КОМПРЕССОРЫ
объемное вытеснение
вращающийся или качающийся рабочий орган F04C
поршневой или другой F04B
необъемное вытеснение F04D

  F01BМашины или двигатели вообще; машины или двигатели объемного вытеснения, например паровые машины (роторные или с качающимися рабочими органами  F 01C; необъемного вытеснения  F 01D; конструктивные элементы и отличительные особенности поршневых двигателей с подвижными цилиндрами, обусловленные внутренним сгоранием  F 02B 57/00F 02B 59/00; коленчатые валы, шатуны  F 16C; маховики  F 16F; механизмы для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное вообще  F 16H; поршни, поршневые штоки, цилиндры для двигателей вообще  F 16J)
  F01CРоторные машины или двигатели; машины или двигатели с колебательным движением рабочих органов (конструктивные элементы и отличительные особенности роторных двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием  F 02B 53/00,  F 02B 55/00)
  F01DМашины и двигатели необъемного вытеснения, например паровые турбины (гидравлические машины и двигатели  F 03; насосы и компрессоры необъемного вытеснения  F 04D)
  F01KПаросиловые установки; аккумуляторы пара; силовые установки с двигателями, не отнесенные к другим рубрикам; двигатели, работающие на особых рабочих телах или по особым циклам (газотурбинные или реактивные установки  F 02; генерирование пара  F 22; атомные энергетические установки, устройство двигателей в них  G 21D)
  F01LРаспределительные механизмы для машин или двигателей (клапаны вообще  F 16K)
  F01MСмазка машин и двигателей; смазка двигателей внутреннего сгорания; продувка картера (смазка вообще  F 16N)
  F01NГлушители выхлопа или выхлопные устройства для машин или двигателей вообще; глушители выхлопа или выхлопные устройства для двигателей внутреннего сгорания (устройства и приспособления силовых установок транспортных средств, связанные с выпуском отработанных газов  B 60K 13/00; глушители шума всасывания, специально приспособленные для двигателей внутреннего сгорания или расположенные на них  F 02M 35/00; поглощение шума или снижение его уровня вообще  G 10K 11/16)
  F01PОхлаждение машин или двигателей вообще; охлаждение двигателей внутреннего сгорания (устройства и приспособления силовых установок транспортных средств, связанные с охлаждением  B 60K 11/00; материалы для передачи тепла, теплообмена или хранения тепла  C 09K 5/00; теплообмен вообще, радиаторы  F 28)
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100