om-saratov.ru

Центр коллективного пользования как элемент инфраструктуры инновационной деятельности


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ -РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ"

(ФГУ НИИ РИНКЦЭ)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО МОНИТОРИНГУ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

(НИАЦ МИИРИС)


ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Описание элемента инфраструктуры инновационной деятельности
»огл.

Москва 2006

НИАЦ МИИРИС


Основные определения»огл.

Ниже приведены определения основных понятий, касающихся инновационной деятельности и необходимых для понимания нижеизложенного описания центра коллективного пользования.

Новация, новшество - знание, являющееся результатом чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или иной), которое обладает новыми или существенно отличающимися от существую­щих решениями. Новшество представляет собой открытие, новое теоретическое знание, новый метод (принцип) и т.д.

Инновации, нововведения - новые или усовершенствованные техно­логии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, спо­собствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической дея­тельности.

Инновационный проект - проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и/или разработок, их практиче­ское использование в производстве и реализации.

Инновационная деятельность (процесс) (ИД) - процесс последо­вательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введе­ние ее на рынок для коммерческого применения (по коммерциализации знаний).

В общем случае инновационный процесс заключается в поиске новых идей, отборе наиболее перспективных из них и в их продвижении по инновационно­му ци клу, который состоит из следующих этапов:

  • зарождение идеи;
  • фундаментальные исследования;
  • экспериментальные исследования возможности реализации;
  • маркетинговые исследования, формирование спроса;
  • массовое изготовление;
  • реализация новых изделий, использование новых технологий или оказа­ние новых услуг, их распространение;
  • модернизация;
  • насыщение рынка;
  • затухание продаж и вытеснение с рынка.

Инновационный продукт - конечный результат инновационной дея­тельности, получивший реализацию в виде:

  • нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; или
  • нового или усовершенствованного технологического процесса, ис­пользуемого в практической деятельности.

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность зако­нодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих раз­витие инновационной деятельности в пределах национальных границ.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государ­ственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридиче­ских и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную дея­тельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образова­нии, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

На уровне субъектов Российской Федерации можно говорить о региональ­ной инновационной системе.

НИС включает следующие компоненты:

  • Нормативно-правовая база ИД.
  • Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию и продвижению ин­новационного продукта.
  • Инфраструктура НИС.

Инновационная инфраструктура (инфраструктура инновационной деятельности) - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечи­вающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной дея­тельности.

Организации инновационной инфраструктуры призваны оказывать помощь субъектам ИД в продвижении их нововведений на различных этапах инновацион­ного цикла. В соответствии с типом предоставляемых ими услуг инновационную инфраструктуру можно условно разделить на шесть групп:

  • производственно-технологическая;
  • экспертно-консалтинговая;
  • кадровая;
  • информационная;
  • финансовая;
  • сбытовая.
Понятие центра коллективного пользования»огл.

Одной из основных проблем всего инновационного комплекса является недоста­точная разработанность методологических и правовых основ в области иннова­ционной деятельности, что может привести к некоторым разночтениям и недо­пониманию в вопросах практической реализации различных программ, направ­ленных на развитие инноваций в России.

По всей видимости, еще в течение нескольких лет проблема точного оп­ределения статуса центров коллективного пользования и их классификации по набору предоставляемых ими услуг не будет решена окончательно.

В связи с этим необходимо помнить, что термины, определения которых приведены ниже, на практике могут трактоваться несколько иначе.

Центр коллективного пользования (ЦКП) научным оборудовани­ем - имущественный комплекс (как правило, на базе высших учебных или на­учно-исследовательских организаций), обеспечивающий режим коллективного пользования прецизионным дорогостоящим научным и технологическим обору­дованием структурными подразделениями базовой организации, а также сто­ронними пользователями.

Уникальные стенды и установки - действующие установки и стен­ды, разработанные и изготовленные российскими учеными и специалистами, с рекордными (мировыми) параметрами. Это также установки, имеющие мировые аналоги, но занимающие в этой серии свое уникальное место по совокупности параметров, результаты исследований на которых соответствуют приоритетным направлениям науки и техники.

По своей организационной форме ЦКП научным оборудованием, как пра­вило, являются внутренними подразделениями научных учреждений и вузов, создаваемыми для обеспечения доступа к приборной базе для проведения науч­ных исследований, например, измерений и анализов. За время функционирова­ния подобных центров выявилось, что достаточно весомая часть оказываемых ими услуг может быть предоставлена пользователям на платной основе. И в на­стоящее время часть центров, ранее выполнявших только функции внутренней инфраструктуры отдельных научных организаций, начинают играть роль инфра­структуры общего пользования. При этом необходимо отметить, что услуги цен­тров по своему характеру могут быть востребованы не только в ходе научных исследований, но и вообще в инновационной деятельности. Некоторые центры предлагают, по сути, производственные услуги высокого технологического уровня. Например, в Санкт-Петербурге центр "Компьютерные технологии" вы-


полняет заказы крупных компаний по компьютерному моделированию масштаб­ных объектов и процессов, что стало для высокотехнологичных производств неотъемлемой частью производственного процесса; центр "Живые системы" по заказам торговых организаций проводит анализы пищевых продуктов с целью выявления генномодифицированных компонентов. В этом смысле имеет место пересечение спектра услуг, оказываемых ЦКП и некоторыми предприятиями научно-производственного характера.

Основными пользователями услуг ЦКП в настоящее время являются науч­ные организации. Однако нельзя не отметить тот факт, что многие промышлен­ные предприятия также нуждаются в услугах ЦКП. Например, промышленные предприятия, выходящие на рынок, должны иметь сертифицированную продук­цию, а ЦКП могли бы оказывать им услуги по сертификации в соответствии с международными стандартами, снижая, таким образом, дополнительные затраты промышленности. Особенно это является актуальным для малых инновационных предприятий.

Для некоторой систематизации существующего разнообразия ЦКП можно выделить следующие типы подобных организаций:

1.       ЦКП научно-исследовательского профиля»огл.

Данная категория ЦКП является наиболее распространенной. Подобные центры представляют собой комплекс оборудования для осуществления работ научно-исследовательских организаций, принадлежащий головной организации, и обеспечивающий режим коллективного пользования прецизионным дорого­стоящим научным и технологическим оборудованием как структурными подраз­делениями головной организации, так и сторонними пользователями. В послед­нем случае доступ к оборудованию осуществляется на договорной основе за соответствующую плату или за счет каких-либо грантов. Центр имеет формаль­но закрепленную структуру, его кадровый состав формируется из администра­тивного и обслуживающего персонала.

2.       ЦКП производственного профиля»огл.

Данные ЦКП по своей сути перекликаются с инновационно-промыш­ленными комплексами и технопарками и практически не распространены в на­шей стране.

Обеспечение малых предприятий собственным современным произ­водственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно неболь­шие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современ­ное производительное оборудование. При стоимости современного станка в не­сколько сотен тысяч долларов США его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие. Как следствие, подавляющее большинство малых и большая часть средних предприятий вынуждено отказаться от использования новых техноло­гий в производстве. Выход из этой ситуации возможен за счет организации кол­лективного использования оборудования в соответствующих центрах.

В западных странах такой подход широко распространен. Например, почти 20% лазерного производственного оборудования устанавливается в центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов (job-shop). Их клиента­ми являются малые, средние и даже крупные предприятия.

В России проблема доступа к современным технологиям в условиях старе­ния станочной базы остается актуальной для предприятий, в особенности малых и средних. Организация ЦКП может помочь практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства решить эту проблему при сравнительно небольших затратах. Для примера в таблице 1 ([6]) приведены сравнительные данные по двум вариантам оснащения промышленных предприятий лазерным оборудованием.

Таблица 1. Сравнение показателей использования лазерного оборудования на от­дельных предприятиях и в составе регионального центра

Показатель

Оснащение
предприятий

Оснащение
региональных центров

Количество предприятий

100

100

Количество единиц оборудования

100

2-4

Затраты на оборудование

$30 млн

$1-2 млн

Количество специалистов

100-150

10-20

Срок реализации проекта

5 лет

1 год

Малые предприятия

не имеют доступа

имеют доступ

Интенсивность использования обору­дования

1 смена

2-3 смены

Налоговая окупаемость затрат

3 года

менее 1 года

При традиционном подходе, когда оборудование устанавливается на каж­дом из предприятий, затраты на его приобретение оказываются в 10-20 раз вы­ше, чем в случае оснащения центров коллективного пользования, обслуживаю­щих такое же количество предприятий. Немаловажным фактором в сравнении яв­ляется наличие квалифицированного обслуживающего персонала - в случае ЦКП требуется на порядок меньшее количество специалистов. Наконец, срок начала эксплуатации оборудования в центре может быть существенно короче, так как для установки оборудования и отладки технологических процессов могут быть использованы специалисты более высокой квалификации.

Кроме прямого возврата вкладываемых в ЦКП средств от производства следует учитывать также непрямые эффекты от их деятельности. Известно, что на каждый рубль затрат на производство продукции с помощью лазеров на сле­дующих этапах производства генерируется продукции на 8-10 рублей в следую­щих переделах. Если принять, что в этой сумме 10% составляют налоги, то на каждый рубль продукции, произведенной на лазерном комплексе, генерируется примерно 1 рубль налоговых поступлений по всей производящей цепочке. Годо­вой объем работ на лазерной установке примерно равен ее стоимости. Таким об­разом, вложение в организацию лазерных участков коллективного пользования окупаются только по налоговым поступлениям примерно за один год.

Приведенный пример показывает основные преимущества, которые могут возникнуть при предлагаемых подходах.

Можно перечислить и другие положительные эффекты, которые дает ор­ганизация региональных центров коллективного пользования промышленным оборудованием:

  • генерация дополнительных объемов производства,
  • генерация налоговых поступлений от увеличения объемов произ­водства,
  • повышение конкурентоспособности: расширение сбыта, увеличение объемов продаж промышленной продукции за счет использования пе­редовых производственных технологий, повышение экспортного по­тенциала российских производственных предприятий за счет повыше­ния качества производимой продукции,
  • создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров и расширение объемов подготовки квалифицированных кадров,
  • сохранение производственного потенциала российских предприятий.

Как видно из приведенного перечня, организация центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому ко­личеству региональных промышленных предприятий доступ к современным тех­нологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу региональной промышленности на инновационный путь развития.

3. ЦКП, осуществляющие подготовку кадров»огл.

На современном этапе общественного развития образование превращает­ся в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, кото­рая связана со всеми другими областями общественной жизни. Способность сис­темы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. При этом большое значение в подготовке специа­листов, научных и научно-педагогических кадров имеют научные исследования, проводимые в системе образования.

Необходимость создания в России ЦКП наряду с развитием массовой сис­темы высшего образования давно назрела.

Быстрое обновление знаний, интеграция научных дисциплин, возникно­вение новых областей знаний на стыке наук принципиально изменили цели высшего образования и требования к молодым специалистам. В этой связи вста­ет весьма трудная и важная задача - пересмотреть структуру и содержание об­разовательного процесса, обеспечить его соответствие национальным целям перехода страны к рыночной, высоко технологичной и конкурентоспособной экономики.

Требуется существенное усиление сотрудничества вузовского и промыш­ленного сектора науки в создании промышленных производств будущего.

Формирование сети ЦКП для подготовки специалистов для производств будущего потребует разработки новых учебных программ, базирующихся на системном подходе к производству, на более тесной связи инженерного, эконо­мического и гуманитарного образования. Подготовленные по этим программам специалисты должны быть способны принимать ответственные инженерные, экономические и управленческие решения на любой из стадий производства: от проектирования, создания, внедрения, эксплуатации новейших технологий до продажи и обслуживании созданной на этой основе продукции высокого качест­ва.

Кроме приведенной классификации можно систематизировать центры коллективного пользования согласно другим характеристикам. В частности, можно выделить:

  • ЦКП распределенного типа - ЦКП ассоциативного типа
  • ЦКП с одной лабораторией - ЦКП с несколькими лабораториями

Типовая структура ЦКП вкратце представляется следующим образом.

В качестве основных подразделений в ЦКП входят лаборатории и другие структуры базовой организации, относящиеся к данному ЦКП. Базовой органи­зацией могут создаваться филиалы, отделения, отделы, сектора и другие под­разделения на базе существующего ЦКП.

Руководит деятельностью ЦКП директор, который назначается на долж­ность и освобождается от нее руководителем базовой организации. Деятель­ность ЦКП контролирует Научно-координационный Совет (НКС), сформирован­ный в соответствии с утвержденным регламентом. В состав НКС входят предста­вители базовой организации, а также специалисты ведущих региональных научных школ и др. В функции НКС входят осуществление контроля за деятель­ностью ЦКП, принятие решений об изменении структуры ЦКП, рассмотрение, утверждение кадрового состава ЦКП, планов и отчетов о деятельности ЦКП).


Краткая история ЦКП»огл.

История центров коллективного пользования в России началась за несколько лет до появления официального названия. Еще в начале 60-х годов XX века та­кие видные ученые, как В. Коптюг и Н. Воронцов сформировали группу оптиче­ской спектроскопии, масс-спектрометрии и ядерного магнитного резонанса, ос­нащенную новейшим оборудованием, которая и послужила прототипом первого центра коллективного пользования. В.А. Коптюг всячески поддерживал инициа­тивы разработки новых приборов в стране и компьютеризацию спектральных исследований. Понимая, что при современном динамичном развитии техники, компьютеров, научных приборов каждому институту не по силам иметь сложное научное оборудование, В.А. Коптюг уже в середине 70-х годов инициировал создание ЦКП.

С начала 80-х годов идея создания центров коллективного пользования в системе Минвуза РСФСР была особенно популярна, т.к. возможности обеспечить все вузы необходимым оборудованием и специалистами при общем эконо­мическом спаде в стране становились все более ограниченными. Осуществляв­шаяся деятельность имела как положительные, так и отрицательные проявле­ния. К положительным можно отнести то, что была проведена инвентаризация оборудования, были выявлены коллективы, способные обслуживать научные исследования высокого уровня. Отрицательный эффект заключается в том, что в погоне за количеством пострадало качество. Бюджетных средств для обеспе­чения качества было недостаточно, отсутствие элементарной предприниматель­ской культуры не позволило ЦКП стать самоокупаемыми, использовать имею­щиеся технические и кадровые возможности для создания инновационной про­дукции и услуг, и потому отведенную нишу заполнили слабые, неактивные структуры, что привело к тому, что сама идея была практически обесценена.

Другим воплощением этой идеи явилась программа Государственного ко­митета по образованию СССР по созданию межвузовских центров обслуживания научных исследований. Идеология сохранилась практически та же, изменялась лишь форма претворения в жизнь.

С середины 90-х годов Российский фонд фундаментальных исследований на регулярной основе среди прочих начал проводить и конкурсы на создание центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием. Создаваемые ЦКП отличались по-разному расставленными акцентами в зависи­мости от потребностей промышленных предприятий и научных организаций, как очевидных, так и выявленных путем проведения маркетинговых исследований регионального рынка научно-технической продукции и услуг. В некоторых слу­чаях основное внимание уделялось именно получению стратегически важных экспериментальных результатов, некоторые ставили своим приоритетом подго-


товку высококвалифицированных специалистов. Так, важным направлением в работе Центра "Мехатронные и мобильные комплексы" в Санкт-Петербурге яв­ляется профессиональная ориентация школьников и развитие их интересов к специальностям данного профиля. Интересная новая форма центров коллектив­ного пользования, получающая все более широкое распространение, - это Цен­тры по вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность. Недавно в Томске на базе Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства был создан и начал свою работу центр коллективного пользования "Интелес". Его миссией является защита прав авторов новых технологий и помощь в введении их в жизнь наиболее выгодно для владельцев.


Пример»огл.

В качестве иллюстрации деятельности центра коллективного пользования науч­но-исследовательского профиля приведем один из ЦКП Центрального феде­рального округа:

ЦКП "ЦНИИТМАШ-АНАЛИТИКА-ПРОЧНОСТЬ" (ЦКП ЦАП)

Государственного научного центра Российской Федерации ОАО "Научно-произ­водственное объединение "Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения" (г. Москва).

Общая численность сотрудников ЦКП - 25 человек.

ЦКП ЦАП был создан в 2003 году на базе трех отделов ЦНИИТМАШ в ка­честве подразделения института. Его деятельность регламентируется Поло­жением о Центре коллективного пользования "ЦНИИТМАШ-АНАЛИТИКА-ПРОЧ­НОСТЬ".

Программа развития ЦКП ЦАП на 2005-2010 годы содержит:

  • концепцию развития ЦКП на 2005-2010 годы;
  • мероприятия по развитию материально-технической базы ЦКП (при­ обретение новых приборов и оборудования, модернизация имеюще­гося научного оборудования);
  • перечень научных приборов и оборудования ЦКП и анализ их ис­пользования за предыдущий период;
  • план работ в области обеспечения достоверности (единства) измере­ний, включая работы по сертификации научного оборудования ЦКП, его аттестации и испытаниям, проверке и ремонту, аттестации мето­дик измерений и аккредитации лабораторий ЦКП.

Тематика исследований ЦКП ЦАП состоит из исследований металлов и сплавов, включая их кристаллическую структуру, физические, технологические и эксплуатационные свойства.

К числу крупных научных достижений ЦКП ЦАП относятся:

  • участие в разработке материалов и технологий для создания турбин и трубопроводов, работающих при суперсверхкритических режимах пара;
  • разработка приборов и методик для контроля оборудования и трубо­проводов в рамках "Программы мероприятий по обеспечению ядер­ной, радиационной и пожарной безопасности при эксплуатации АЭС".

Международные аспекты деятельности ЦКП характеризуются проведением исследований для строящихся АЭС в Китае (Тяньвань), Иране (Бушер), Индии (Куданкулам) и действующей АЭС в Болгарии (Козлодуй).

ЦКП ЦАП обладает достаточным для проведения всего комплекса иссле­дований парком оборудования. За Центром закреплено 47 единиц научного оборудования, в том числе:

  • оборудование, применяемое в сферах распространения государст­венного метрологического контроля и надзора (испытательное и измерительное), - 25;
  • оборудование для исследований - 15;
  • оборудование технологическое - 7.

Почти половина приборов и оборудования ЦКП изготовлены после 2000 г.

В распоряжении ЦКП имеется 342 нормативных документа на методы из­мерений (ГОСТы, ОСТы, РМД). В ЦКП разработано и метрологически аттестовано 15 методик выполнения измерений (МВИ); 8 из них внесены в Федеральный ре­естр методик выполнения измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Перечень услуг, предлагаемых другим организациям: определение хими­ческого состава (методы классической химии и спектральные, в т.ч. микрорент-геноспектральный); макроструктура, микроструктура, неметаллические включе­ния, размер зерна, текстура и т.д. (методы оптической металлографии); опре­деление содержания ферритной фазы (методы магнитной ферритометрии); определение коррозионной стойкости; определение механических свойств, твердости, ударной вязкости; испытания малоцикловые, многоцикловые, стати­ческой и циклической трещиностойкости; исследования тонкой структуры, фрактография (методы просвечивающей и растровой электронной микроско­пии); исследования кристаллической структуры, фазового состава, кристалли­ческой текстуры (методы рентгеноструктурного анализа). Услуги оказываются на договорной основе.


Современное состояние»огл.

Как признали участники совещания "Состояние и перспективы развития сети центров коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП)", проведен­ного в июне 2006 г., в целом приборно-технологическая база большинства на­учных учреждений нашей страны по-прежнему не соответствует современным стандартам. И именно система центров коллективного пользования призвана частично решать эту проблему.

В рамках Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. был существенно увеличен объем средств, выделяе­мых для создания и развития сети ЦКП (более чем в 4,5 раза по сравнению с годом). Объем финансовой поддержки сети ЦКП составил 14% от общего
объема   бюджетного  финансирования   программы.   По   итогам   конкурса   в 2005 году в рамках программы было поддержано 37 ЦКП, что в 1,7 и 2,1 раза больше, чем в 2004 и 2003 годах соответственно. Большая часть средств (53%) пошла на приобретение дорогостоящего оборудования. Это позволило сущест­венно расширить сеть ЦКП и модернизировать их парк в федеральных округах.

Однако новая схема финансирования ЦКП (переход от субвенций к кон­трактам на выполнение работ) предполагает выплаты большого налога на при­обретаемое научное оборудование. По закону 24% от остаточной стоимости за­купленного центрами оборудования в рамках ФЦНТП должны быть возвращены государству в виде налога на прибыль. Из-за этого пятая часть контракта по финансированию ЦКП (он предполагает и другие расходы) возвращается в гос­бюджет. И потому, по мнению специалистов, наиболее рациональный способ изменить ситуацию - внесение изменений в налоговое законодательство.

На упомянутом совещании были обозначены задачи, стоящие перед теми, кто занимается развитием ЦКП. Среди них - формирование к 2012 году уни­кальных исследовательских комплексов со стоимостью оборудования от 30 млн рублей и его средним возрастом не более восьми лет, повышение к 2012 году уровня загрузки оборудования как минимум до 65% за счет укрепле­ния кооперации между научными организациями, подготовка кадров высшей квалификации для работы в ЦКП, привлечение молодежи. В ближайшее время планируется создать ассоциацию крупнейших ЦКП, которая разработает кон­цепцию развития центров и нормативно-правовую базу, регламентирующую их дальнейшее функционирование.

Сейчас проблемой развития системы ЦКП занимается ряд организаций, среди которых в первую очередь следует отметить Национальный информаци­онно-аналитический центр мониторинга мирового и российского потенциала по развитию приборной базы для научных исследований, включая центры коллек­тивного пользования и уникальные стенды и установки (НИАЦ "Приборная база"), созданный в 2005 году в ходе реализации ФЦНТП "Исследования и раз­работка по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг." (приоритетное направление "Развитие инфраструктуры") на базе Цен­тра прикладных исследований Московского государственного университета ин­женерной экологии (ЦПИ МГУИЭ).

Конкретные задачи по развитию системы центров коллективного пользо­вания определены в ряде правительственных документов, среди которых - "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на пери­од до 2015 года", на первом этапе которой решаются, в частности, следующие задачи:

  • государственная поддержка центров коллективного пользования науч­ным оборудованием;
  • концентрация ресурсов для оснащения научно-технической сферы со­временным дорогостоящим научным оборудованием и обеспечение ре­жима коллективного доступа;
  • обеспечение функционирования уникальных стендов и установок в рамках сформированной системы приоритетов научно-технологическо­го развития.

Указанные задачи реализуются через проведение конкретных мероприя­тий, в частности, изложенных в ФЦНТП "Исследования и разработки по приори­тетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы. В ходе их реализации предполагалось провести переориентацию значительной части уни­кальных стендов и установок на использование в режиме коллективного пользо­вания. Некоторые из действий, предусмотренных программой, перечислены ни­же:

  • Создание к концу 2006 года 40 организаций и объектов инфраструкту­ры инновационной деятельности, включая центры коллективного пользования научным оборудованием, центры трансфера технологий и т.п.
  • Обновление парка оборудования на 10% в 2006 году по сравнению с уровнем 2004 года по данным бухгалтерского учета.
  • Размещение в 2006 году 200 научных публикаций, подготовленных по результатам исследований с использованием научного оборудования ЦКП.
  • Подготовка в 2006 году 100 дипломных работ, кандидатских и доктор­ских диссертаций, подготовленных с использованием научного обору­дования ЦКП.
  • Увеличение количества организаций - пользователей научного обору­дования ЦКП в 2006 году до 250.

В 2006 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 977-р разработана Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (утверждена постановлением Правитель­ства РФ от 17 октября 2006 г. № 613). В рамках ФЦП осуществляется следующее мероприятие:

Мероприятие 5.2. Развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, предусматривающее:

  • дальнейшее развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, созданных ведущими научными организациями и выс­шими учебными заведениями;
  • повышение уровня научных исследований, проводимых по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Феде­рации, и качества образования в результате использования научного оборудования сети ЦКП, отвечающего мировым стандартам по техниче­ским и эксплуатационным характеристикам приборного парка;
  • принятие   положения,    предусматривающего   порядок   нормативно-правового обеспечения эффективного функционирования сети ЦКП за счет обеспечения режима коллективного пользования исследователями научного оборудования, имеющегося в сети ЦКП, на основе расширения круга потенциальных пользователей этого оборудования, а также регла­ментирующего договорные взаимоотношения между отдельными центра­ми и организациями-пользователями, включая права на результаты ин­теллектуальной деятельности.

Финансирование из средств федерального бюджета одного проекта, на­правленного на развитие сети ЦКП, осуществляется в размере 50-70 млн рублей в год при продолжительности реализации проекта до 2 лет, при этом доля вне­бюджетного софинансирования должна составлять не менее 8% общего объема финансирования каждого проекта.

В разбивке по годам финансирование мероприятия представлено в табли­це 2 (в млн рублей в ценах соответствующих лет)

Таблица 2. Финансирование мероприятия 5.2 ФЦП (млн рублей)

Год

Всего

Средства фе­дерального бюджета

Внебюджетные средства

2007 год

1370

1260

110

2008 год

1650

1500

150

2009 год

2090

1900

190

2010 год

2570

2330

240

2011 год

3040

2750

290

2012 год

3615

3275

340


В качестве индикаторов этого мероприятия программы берутся показа­тели, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Индикаторы мероприятия 5.2 ФЦП

Индикатор

Единица измер.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

количество публикаций в ведущих мировых научных журналах, подготовленных по результатам исследова­ний с использованием науч­ного оборудования сети ЦКП

единиц

150

200

220

250

270

300

количество дипломных работ и диссертаций, подготов­ленных по результатам ис­следований с использовани­ем научного оборудования сети ЦКП

единиц

70

100

120

150

180

200

число организаций -пользователей научным оборудованием сети ЦКП

единиц

200

233

273

314

352

400


Цели и задачи ЦКП»огл.

Центр коллективного пользования должен руководствоваться в своей деятель­ности четко сформулированными целями и задачами. Можно предложить, на­пример, следующий перечень основных целей и задач условного ЦКП научно-исследовательского профиля:

  • Обеспечение доступа исследователей к современной инфраструктуре сектора исследований и разработок на принципах режима коллективно­го пользования научным оборудованием.
  • Повышение уровня научных исследований и качества образования пу­тем формирования современных исследовательских комплексов, отве­чающих мировым стандартам по техническим и эксплуатационным ха­рактеристикам приборного парка.
  • Текущее содержание и развитие материально-технической базы ЦКП пу­тем дооснащения имеющихся специализированных комплексов (лабора­торий) приобретаемым современным прецизионным научным оборудо­ванием для обеспечения и развития исследований в режиме коллектив­ного пользования.
  • Подготовка специалистов и кадров высшей квалификации (студентов, аспирантов, докторантов) на базе современного научного оборудования.
  • Разработка новых и совершенствование существующих методов и мето­дик научных исследований мирового уровня.
  • Предоставление услуг сторонним организациям по использованию науч­ного оборудования, развитие сферы услуг.
  • Разработка и реализация мероприятий программы развития ЦКП.

Исходя из основных поставленных целей и задач ЦКП, можно выработать критерии оценки его функционирования деятельности, необходимые для кор­ректировки и развития деятельности центра.

Общие критерии

  • Новый результат, приоритет которого признан и закреплен за исследо­вателями этого центра.
  • Создание экспериментальной базы и условий, в которых такой резуль­тат может быть получен.
  • Подготовка кадров высшей квалификации, получивших широкое при­знание.

Специальные критерии оценки


  • Обеспечение режима коллективного пользования научным оборудова­нием ЦКП. Уровень кооперации с другими организациями в совместных исследованиях и разработках, их доля в общем времени использования дорогостоящего научного оборудования:
  • Научно-техническая характеристика ЦКПНаучно-методическая обеспеченность ЦКП
  • Квалификация персонала ЦКП
  • Соответствие приборного парка мировым стандартам (возраст, на­учно-методический уровень)
  • Коэффициент использования (загрузки) научного оборудования ЦКП

Подводя итоги в вопросе оценки работы ЦКП, следует принимать во вни­мание принципиальные отличия такого рода организаций, заключающиеся в специфике их основной задачи.


Некоторые правовые аспекты»огл.

Ввиду недостаточной проработанности вопроса правового базиса центров кол­лективного пользования в настоящее время существует ряд проблем, на кото­рые следует обратить внимание в ходе дальнейшего развития системы ЦКП в России.

Прежде всего, следует отметить, что преобладающее число ЦКП не явля­ются самостоятельными юридическими лицами или обособленными подразде­лениями, зарегистрированными в установленном порядке, а созданы приказами руководителей НИИ, вузов или других организаций как структурные подразде­ления. При этом, однако, ЦКП может иметь круглую негербовую печать со своим наименованием и указанием принадлежности, штампы, бланки и другую необ­ходимую атрибутику. Таким образом, рассматривая вопросы налогообложения имущества ЦКП, следует иметь в виду, что это - имущество научных организа­ций, образовательных учреждений и т.д., на базе которых создаются центры.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ оборудование, приобретенное в ходе выполнения НИОКР, должно быть возвращено заказчику или же исполни­тель оценивает его по остаточной стоимости и ставит себе на баланс, заплатив налог на прибыль. При этом у ЦКП отсутствует право собственности на спецобо­рудование, приобретаемое по государственным контрактам на НИОКР. Отсутст­вие права собственности предполагает невозможность включения стоимости спецоборудования в состав расходов. При этом основания для этого невключе­ния в настоящее время нет (акты подписываются на всю стоимость этапа). Есть вероятность налогообложения данной суммы как чистой прибыли в полном объ­еме.

Среди возможных вариантов решения данной проблемы можно назвать:

  • введение отдельного льготного налогообложения данного вида государ­ственных контрактов;
  • отнесение научного оборудования, приобретаемого для выполнения го­сударственных контрактов к материальным расходам (выведение их из состава амортизируемого имущества);
  • заключение государственного контракта на сумму без спецоборудова­ ния. Средства на приобретение спецоборудования можно выделить це­левым образом, через субвенции или бюджетным финансированием (че­рез включение в реестр бюджетополучателей, выделение лимитов и ас­сигнований),    либо    через    некий    посреднический    договор    на приобретение и хранение оборудования для заказчика;
  • увеличение сметы контракта на потерянные при выплате налогов сум­мы.

Субъекты Российской Федерации вводят соответствующие льготы, внося изменения в региональные законы о налоге на имущество. Например, принятый Московской городской думой 26 октября 2005 года Закон города Москвы №51 "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 "О налоге на имущество организаций" предусматривает льготу по налогу на имущество для "научных организаций оборонно-промышленного комплекса -в отношении имущества, используемого ими в целях научной деятельности. Пе­речень указанных организаций утверждается Правительством Москвы".

Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации раз­решено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества, признаваемого объектом нало­гообложения. При этом максимальная ставка налога не может превышать 2,2% налоговой базы (ранее ставка была 2%).

Заключение»огл.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в настоящее время формирующаяся сеть центров коллективного пользования является ключевым инфраструктурным элементом развития приборной базы отечественного сектора исследований и разработок, позволяющим аккумулировать многопрофильное прецизионное аналитическое оборудование для обеспечения проведения исследований по приоритетным направлениям науки и техники на мировом уровне.

Практика создания и развития сети ЦКП в рамках ФЦНТП в 2005 году под­твердила обоснованность решения, принятого в 2003 году Минпромнауки Рос­сии, о создании и поддержке центров коллективного пользования научным и экспериментальным оборудованием. Поддержка ЦКП в рамках мероприятий ФЦНТП позволила в 2005 году обновить приборный парк центров на 15% и обеспечить проведение поисковых исследований и комплексных разработок в рамках выполнения работ по госзаказу на научно-техническую продукцию.

Вместе с тем, необходимо отметить, что на результативность деятельности ЦКП негативно влияют:

  • ограниченные возможности приборной базы из-за отсутствия в их составе современного высокоточного научного оборудования;
  • узкий круг научных направлений в деятельности ЦКП, не отвечаю­щих требованиям междисциплинарности исследований и особенно­
    стям размещения научно-технического потенциала конкретного ре­гиона;
  • проблемы в научно-методической обеспеченности исследований, в т.ч. недостаточное количество или просто отсутствие современных
    методик исследований, а также единства измерений.

Для ряда ЦКП программы их развития ограничиваются решением локаль­ных проблем развития базовых организаций.

Действующая в настоящее время нормативно-правовая база ограничивает возможности государства по развитию сети ЦКП. Создание инфраструктуры ис­следований и разработок, проводимых сторонними организациями, прежде все­го, в интересах государственного заказа на научно-техническую продукцию, путем аккумуляции современной приборной базы в ведущих научных организа­циях и высших учебных заведениях, сопровождается значительным увеличени­ем налогового бремени этих организаций.


На данном этапе развития института ЦКП нужно найти решение следующих за­дач:

  • формирование современной приборной базы путем аккумуляции в ЦКП уникального научного оборудования;
  • повышение уровня загрузки научного оборудования в ЦКП путем развития комплекса междисциплинарных поисковых исследований
    на основе укрепления кооперационных связей научных организа­ций;
  • совершенствование механизмов концентрации финансовых ресур­сов на приобретении многофункционального прецизионного оборудования и исследовательских комплексов в соответствии с потреб­ностями приоритетных направлений науки и техники;
  • поддержка развития отечественных научных школ и подготовка кадров высшей квалификации, в первую очередь за счет привлече­ния молодых специалистов;
  • обеспечение единства измерений при проведении научных исследо­ваний.

Решение перечисленных задач возможно только путем создания эффек­тивных механизмов и инструментов, в частности, соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей:

  • взаимодействие государства и организации, на базе которой сфор­мирован ЦКП;
  • функционирование ЦКП, в т.ч. организационно-правовые формы координации взаимодействия ЦКП в рамках созданной сети (ассоциация, фонд, некоммерческое партнерство и пр.).

В соответствии с налоговым кодексом РФ, должно быть возвращено заказ­чику или же исполнитель оценивает его по остаточной стоимости и ставит себе на баланс, заплатив налог на прибыль. Следует обратить особое внимание на сложнейшую проблему, описанную выше, которая связана с налогообложением оборудования, приобретенного в ходе выполнения НИОКР, и разрешить ее в самое ближайшее время, если такие проекты планируется выполнять в даль­нейшем.


Библиография»огл.

[1]     Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

[2] Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года.

[3] Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы.

[4] Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы".

[5] Инновационная деятельность. Термины и определения. - Минск: Госстандарт Рес­публики Беларусь, 2005.

[6] Отчет о научно-исследовательской работе "Разработка проекта создания проблем­но-ориентированного инновационного центра в области лазерных технологий". -М.: Лазерная ассоциация, 2003.

[7] Примерное Положение о Центре коллективного пользования НИАЦ "Приборная ба­за" // По материалам сайта НИАЦ "Приборная база", pribor.extech.ru.

[8] Решение совещания "Состояние и перспективы развития сети Центров коллектив­ного пользования научным оборудованием" (III Всероссийская конференция Цен­тров коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП), 25-28 октября 2006 года, Казанский государственный университет, г. Казань).

[9] Специальные критерии оценки организации, на базе которой формируется ЦКП // По материалам сайта НИАЦ "Приборная база", pribor.extech.ru.

[10] Балдин А.А. Критерии оценки эффективности научного центра коллективного поль­зования // По материалам сайта Национального информационного центра по науке и инновациям, www.sciencerf.ru .

[11]     Темердашев З.А., Ратнер С.В. Некоторые предложения развития методологии и использования центров коллективного пользования // Журнал "Качество. Иннова­ции. Образование", 2004, №2.

[12] Фомичев Ю.П., Шелгунов А.И. "Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое обеспечение функционирования и формирования сети центров кол­лективного пользования". Доклад на Совещании руководителей центров коллек­тивного пользования, 01.06.2006, www.ifti.ru .

[13] Шепелев Г.В., Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Интернет-портал "Наука и инновации в регионах России", regions.extech.ru.

Использованы материалы сайтов:

НИАЦ МИИРИС, www.miiris.ru

НИАЦ "Приборная база", pribor.extech.ru

Международный фонд технологий и инвестиций, www.ifti.ru

Югорский центр трансфера технологий, uctt.ru

Национальный информационный центр по науке и инновациям, www.sciencerf.ru

"Качество 21 век", www.quality21.ru


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Описание элемента инфраструктуры инновационной деятельности

Основные определения

Понятие центра коллективного пользования

1.       ЦКП научно-исследовательского профиля

2.       ЦКП производственного профиля

3. ЦКП, осуществляющие подготовку кадров

Краткая история ЦКП

Пример

Современное состояние

Цели и задачи ЦКП

Некоторые правовые аспекты

Заключение

Библиография





По материалам Инновационного портала Уральского Федерального округа