Авторские договоры в России

.П.Гаврилов - заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института международной торговли и права (Москва), профессор Российского института интеллектуальной собственности, имеет ученую степень доктора юридических наук и ученое звание профессора.


Вводные положения
Основным нормативным актом России в сфере авторского права является Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон). Статья 2 Закона относит законодательство об авторском праве к гражданскому законодательству. Это очень важно, ибо на авторское право и, в частности, на авторские договоры, распространяются общие положения гражданского права, в том числе те, которые содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК)1. Прямое и непосредственное отношение к авторским договорам имеют следующие разделы ГК: "Сделки" (ст. 153-181) и "Общая часть обязательственного права" (ст. 307-453).

Россия (Российская Федерация) является федеративным государством2. Это означает, в частности, что нормативные акты в России имеет право принимать не только Российская Федерация в целом, но и субъекты Российской Федерации (они именуются по-разному: области, республики, округа, края и т.д.; всего насчитывается 89 субъектов Федерации). Однако, в соответствии с пунктом "О" статьи 71 Конституции РФ "гражданское законодательство", а также "правовое регулирование интеллектуальной собственности" отнесены к ведению Федерации, а потому законодательством субъектов Федерации эти вопросы не могут и не должны регулироваться. Таким образом субъекты Федерации не правомочны регулировать авторские договоры.

В Законе содержатся специальные нормы, регулирующие общие положения авторских договоров (ст. 13, 14, 30-34, 45 и 46).

Свобода авторского договора

Принцип свободы гражданских договоров закреплен в статье 421 ГК. Он полностью применим к авторским договорам. Это означает, что каждая сторона по своей воле решает, вступать ли ей в договорные отношения. Если решение о заключении договора принято, то заинтересованная сторона определяет партнера и условия договора (срок, характер и объем предоставляемых по договору прав и т.п.). Все условия авторского договора определяются по соглашению сторон, если только они не установлены обязательной (императивной) нормой закона.

Свобода авторского договора проявляется также и в том, что стороны имеют право заключить так называемый смешанный договор, то есть договор, содержащий элементы различных договоров, что часто имеет место на практике. Условия, касающиеся авторских прав, часто включаются в договоры купли-продажи, аренды, подряда и т.д.

В этом случае, к положениям договора, касающимся авторских прав, применяются нормы авторского права, а к другим положениям применяются правила, касающиеся договоров соответствующего типа.

Прежние типовые формы авторских договоров

До 3 августа 1992 года в России (а еще ранее - в СССР) были утверждены и применялись различные типовые авторские договоры. Положения этих типовых авторских договоров (было утверждено свыше двадцати таких договоров) применялись к взаимоотношениям сторон автоматически, то есть даже в тех случаях, когда конкретный договор не включал то или иное положение типового договора.

Нормы типовых авторских договоров могли, однако, быть изменены по соглашению сторон (в конкретном договоре), но только таким образом, чтобы эти изменения не ухудшали положение автора по сравнению с тем, что предусматривалось в типовом договоре. Если же стороны изменяли ту или иную норму типового договора, ущемляя при этом положение автора, то такое договорное условие считалось недействительным и автоматически заменялось нормой типового договора. Таким образом, положения типовых договоров выступали как императивно-диспозитивные нормы3.

С 3 августа 1992 года, с момента введения на территории России нормативного акта - Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (этот акт был принят Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года), типовые авторские договоры утратили правовое значение.

Однако положения, содержавшиеся в этих типовых договорах, по-прежнему, широко используются на практике. Не являясь обязательными, эти положения, если они включены в конкретный авторский договор, считаются обычными договорными условиями, которые стороны договора обязались выполнять.

Договор и закон

В российском законодательстве содержится довольно много норм, касающихся содержания и формы гражданских договоров вообще и, в частности, авторских договоров.

Эти нормы, содержащиеся в законодательных актах, делятся на два вида: императивные (обязательные) и диспозитивные (вспомогательные).

Диспозитивные нормы могут быть изменены или даже полностью игнорироваться в конкретном договоре; императивные нормы, напротив, обязательны для применения в любом договоре.

В этой связи следует отметить, что российские юристы при составлении авторских договоров придерживаются следующих (неписаных) правил: императивные нормы в договоре не приводятся и не упоминаются; что касается диспозитивных норм. то они включаются в условия договора только в тех случаях, когда стороны их изменяют или отменяют.

Такой подход представляется правильным, поскольку следует исходить из того, что стороны знают действующее законодательство и готовы его применять; в связи с этим очень часто заключаемые в России авторские договоры являются довольно краткими: их содержание "укладывается" в 2-3 страницы, что необычно для зарубежной договорной практики.

Если договор не соответствует требованиям, установленным в законодательстве, то он либо является ничтожным и недействительным (ст. 168 ГК), либо может быть оспорен и признан недействительным, например, как заключенный под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК), или обмана (ст. 179 ГК).

Такие недействительные авторские договоры встречаются на практике. В частности, имеют место случаи, когда стороны считают произведение -предмет договора, охраняемым авторским правом, а на самом деле оно не охраняется.

Закон (ст. 180 ГК) предусматривает возможность признания договора частично недействительным, то есть недействительным лишь в определенной части, - если можно предположить, что договор был бы заключен и без включения в него недействительной части.

Содержание авторского договора

Содержание авторского договора заключается в том, что одна сторона предоставляет (передает, уступает) другой стороне право на использование произведения, при этом в договоре указывается не только на какое произведение предоставлены права, но и какие именно права переданы по договору.

В Законе об авторском праве стороны авторского договора именуются, соответственно, автор и пользователь (ст. 30). Такое обозначение сторон представляется не совсем точным, поскольку сам автор не всегда выступает в качестве стороны авторского договора: место автора может занимать его правопреемник.

Вообще, авторский договор именуется авторским, не потому, что в нем участвует автор, а потому, что содержанием такого договора является предоставление авторских прав.

На практике сторона, передающая права, обычно именуется лицензиаром, а сторона, получающая права - лицензиатом, что согласуется с международной практикой.

Толкование авторского договора

Вопросу толкования гражданских договоров посвящена статья 431 ГК. В ней содержится две части.

В первой части устанавливается, что суд при толковании условий договора должен учитывать буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений. При этом неясности, содержащиеся в договоре, должны устраняться путем сопоставления различных условий договора друг с другом и со смыслом договора в целом. Если же это не позволяет определить содержание договора, то, в соответствии со второй частью статьи 431, должна быть выявлена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом должны приниматься во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, взаимное поведение сторон, в том числе последующее поведение, а также обычаи делового оборота. В некоторых случаях стороны указывают в договоре, что предшествующие переговоры и переписка утрачивают правовое значение; в этом случае они не учитываются при толковании договора.

Передача имущественных прав по авторскому договору

В соответствии с первым абзацем пункта 1 статьи 30 Закона, "имущественные права, указанные в статье 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18-26 настоящего Закона".

В статье 16 речь идет об авторских имущественных правах, которые именуются также правами на использование произведения. В пункте 2 статьи 16 содержится исчерпывающий перечень этих прав. Всего их 10: право на воспроизведение; право на распространение; право на импорт; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на перевод; право на переработку; право на практическую реализацию дизайнерских, архитектурных и некоторых иных проектов.

В соответствии с широко распространенной в России точкой зрения право на перевод и право на переделку в авторском договоре всегда сочетаются с какими-либо иными авторскими правомочиями, так как они сами по себе реализоваться не могут.

Все остальные авторские имущественные права могут передаваться по авторскому договору как по отдельности, так и в различных сочетаниях друг с другом. Отдельное авторское правомочие может быть передано по договору лишь частично. Вместе с тем, авторский договор может предусматривать передачу всех авторских правомочий, указанных в пункте 2 статьи 16 Закона.

Из приведенной выше нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 30 Закона следует, что содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав на использование произведения тем или иным способом на соответствующие обязательства пользователя

Эта четкая формулировка, по-видимому, должна положить конец длительной дискуссии, имевшей место в советской и российской юридической литературе по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники этой дискуссии (Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц, а из ныне здравствующих - В.А. До-зорцев) считают, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение (теория разрешения), а все авторские права оставляет за собой; другие участники дискуссии (в том числе и автор настоящей статьи), напротив, полагают, что автор передает по договору часть своих авторских прав4.

Договоры, которые не предусматривают передачи авторских имущественных прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами последних договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству затраты по тиражированию своего произведения (издание в виде книги) и получает в собственность весь тираж книги.

Передача исключительных и неисключительных прав

В силу Закона, авторские имущественные права, передаваемые по авторскому договору, могут передаваться либо на исключительной, либо на неисключительной основе. От характера переданного по договору права будет зависеть правовое положение лицензиата (получателя права, пользователя).

Если авторское право получено им, лицензиатом, на исключительной основе, то он будет вправе не только сам использовать произведение (в рамках того, что предусмотрено в договоре), но и может запрещать использование произведения другими лицами.

Под этими "другими лицами" имеются в виду не только любые третьи лица, не участвующие в договоре, но и договорный партнер, уступивший это исключительное право (лицензиар). Если исключительное право передано по договору, то получившее это право лицо (лицензиат) вправе осуществлять по отношению к другим лицам запрет использования, даже если об этом ничего не сказано в договоре.

Напротив, исключения из этого полученного исключительного права (а такие исключения могут быть установлены) применяются лишь в случаях и пределах, прямо указанных в договоре.

В настоящее время в авторских договорах о предоставлении исключительных прав на использование произведения иногда делается добавление о том, что лицензиат получает также право на защиту полученных прав в случае их нарушений. Такое добавление с правовой точки зрения ничего нового не содержит, потому что владелец исключительного права всегда может защищать свое право. Более того. Высший арбитражный суд РФ отметил, что "включение в договор о передаче исключительных прав условия, ограничивающего права лица, которому они передаются, на их защиту, противоречит законодательству" 5.

Если договор предусматривает передачу неисключительного авторского права, то получивший такое право лицензиат может сам использовать произведение предусмотренным в договоре образом, но не может ни разрешать, ни запрещать другим лицам осуществлять такое использование. В этом случае право запретить использование произведения третьим лицам имеет только лицензиар.

В соответствии с вышеизложенным, в пункте 1 статьи 30 Закона указывается два типа авторских договоров: договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.

В основном, такое деление авторских договоров соответствует практике.

Но следует иметь в виду, что может быть заключен договор, в соответствии с которым одни авторские имущественные права передаются как исключительные, а другие - как неисключительные. Возможен и такой договор, в соответствии с которым на определенный срок авторское право передается как исключительное, а по истечении указанного срока лицензиат может пользоваться этим правом на неисключительной основе. Такие договоры не укладываются в указанную выше классификацию авторских договоров.

Особое право автора, уступившего исключительные имущественные права

Если владелец авторских прав уступил свои права другому лицу на исключительной основе, то он уже не вправе запрещать использовать произведение другим лицам, в том числе - нарушителям авторских прав6.

Однако Закон сохраняет за автором произведения право запретить его незаконное использование, даже если он уступил другому лицу все свои исключительные права, "если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права" (второй абзац пункта 2 статьи 30).

Здесь мы сталкиваемся с особым личным правом автора на защиту своих имущественных авторских прав. Как и другие личные права, это право другим лицам не может быть передано; оно не переходит к другим лицам и в силу закона (например, по наследству). Это право ограниченное: автор может требовать только запрета правонарушения, но не взыскания убытков. Кроме того, оно может быть реализовано автором лишь в том случае, если владелец исключительных прав не обращается в суд. Практически это означает, что автор должен сообщить владельцу исключительных прав о правонарушении и предложить ему обратиться в суд в разумный срок. Лишь по истечении этого срока автор сам может потребовать через суд вынесения решения о запрете неправомерного использования его произведения.

Презумпция передачи по договору неисключительных прав

Пункт 4 статьи 30 Закона устанавливает, что передаваемые по договору авторские права считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Тем самым Закон устанавливает важную презумпцию того, что содержанием авторского договора являются именно неисключительные права.

Передаваемые по договору права могут быть прямо названы исключительными, например, "автор {.или другой правообладатель) передает... исключительное право". Но в некоторых случаях для выяснения характера передаваемых прав приходится прибегать к анализу отдельных положений договора. Высший арбитражный суд РФ. анализируя один судебный случай, отметил, что, хотя "в договоре нет словосочетания "исключительные права" для обозначения предмета договора", это "не дает основания считать приобретенные права неисключительными", "поскольку в тексте договора указано, что автором передаются товариществу права на опубликование и распространение рассказов, включенных в сборник, в течение четырех лет, а поэтому автор не имеет права использовать произведение двумя вышеназванными способами и разрешать такое использование третьим лицам". В этой связи Высший арбитражный суд пришел к выводу, что этот авторский договор предусматривает передачу прав на исключительной основе7.

Право на распространение экземпляров произведения

Право на распространение экземпляров произведения первоначально понималось как часть права на воспроизведение произведения.

Между тем, распространение произведения может не совпадать по времени совершения этого действия и по территории с воспроизведением произведения. Поэтому в новом российском законодательстве право на распространение экземпляров произведения указано как самостоятельное имущественное правомочие.

Тем не менее во многих случаях в авторских договорах предусматривается передача только права на воспроизведение, а право на распространение прямо не указывается: стороны молчаливо исходят из того, что произведение воспроизводится для последующего распространения, право на которое также охватывается договором,

Если право на распространение охватывается смыслом договора, то в этом случае распространение должно иметь место в течение общего срока договора и осуществляться на территории, указанной в договоре.

В следующем арбитражном споре было признано, что право на распространение договором не было предусмотрено:

В декабре 1999 года был заключен "Договор купли-продажи" между обществом с ограниченной ответственностью "Глосса" (Покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Книжный дом "Университет" (Продавец), в соответствии с которым Продавец передал Покупателю оригинал-макет двух литературных произведений (книг). Покупатель получил право издать каждое произведение тиражом до 10 000 экземпляров, после чего Покупатель обязался передать Продавцу по 3000 экземпляров каждой книги и вернуть оригинал-макеты. Кроме того, Продавец обязался уплатить Покупателю сумму в 6000 рублей. Авторские права были урегулированы в договоре следующим образом:

"Продавец передает Покупателю неисключительное право на издание произведений. Кроме того. Продавец в течение четырех месяцев после заключения договора не имеет права сам переиздавать эти произведения или передавать эти произведения другой фирме для издания".

Право на распространение произведения в договоре прямо не было упомянуто.

Обнаружив, что указанные произведения, изданные Покупателем, продаются в магазинах Москвы в январе 2001 года без согласия Продавца, последний обратился в Арбитражный суд с иском о запрете Покупателю осуществлять продажу книг и о взыскании с него суммы полученного им дохода. Арбитражный суд, установив, что истец не предоставлял ответчику права на распространение произведений, полностью удовлетворил исковые требования, взыскал с ответчика 603 000 рублей, то есть около 20 000 американских долларов (решение от 31 мая 2001 года). Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда от 23 июля 2001 года, а также постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 сентября 2001 года жалобы ответчика оставлены без удовлетворения, а упомянутое решение оставлено без изменения8.

Объем передаваемых по договору прав

Этот вопрос особо законодательством не регулируется: стороны могут предусмотреть, что авторский договор предоставляет одно какое-либо право либо договор предоставляет получателю несколько разных правомочий.

Отдельные правомочия могут указываться в договоре либо в общем виде (например, "право издать произведение в виде книги тиражом 1000 экземпляров"), либо более конкретно ("право издать произведение в виде книги, в том числе - в мягкой обложке, с разбивкой на отдельные выпуски" и т.п.).

Общая презумпция объема передаваемых прав содержится в первом абзаце пункта 1 статьи 31 Закона:

"Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными".

Это правило означает, что объем передаваемых по договору прав толкуется ограничительно. Указанная презумпция распространяется не только на целые авторские правомочия, но и на их части.

Общий принцип толкования объема передаваемых прав таков: если какое-либо право (или его часть) не упомянуты в авторском договоре, то они не охватываются смыслом договора.

Авторское вознаграждение

Возможность безвозмездного предоставления авторских прав вызывает теоретические споры, однако на практике авторы часто передают свои права договорному партнеру безвозмездно; при этом обычно некоторые права передаются возмездно, а другие - безвозмездно.

Безвозмездная передача авторских прав, как представляется, не противоречит принципам гражданского и авторского права.

Но, конечно, о безвозмездности передачи тех или иных правомочий должно быть прямо указано в договоре; в противном случае будет действовать презумпция о возмездности гражданского договора (ст. 423 ГК).

В пункте 3 статьи 31 Закона устанавливается, что вознаграждение по ав торскому договору должно определяться в виде процента дохода за соответ ствующий способ использования произведения. Таким образом, российско законодательство по этому вопросу следует по пути Европейского права (Франция. Германия и некоторые другие страны).

Однако такой способ определения размера вознаграждения не применяет ся, "если это невозможно осуществить в связи с характером произведения ил особенностями его использования".

Нам неизвестны случаи, когда автор после подписания договора пыталс бы пересмотреть размер вознаграждения, ссылаясь на то, что вознаграждени можно было определить в авторском договоре в виде процента дохода, чег фактически не было сделано.

А вот другая норма, относящаяся к авторскому вознаграждению, находи широкое практическое применение: Третий абзац пункта 3 статьи 31 Закон устанавливает: "Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведе нии произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы (а не в виде процента дохода), то в договоре должен быть установлен макси мальный тираж произведения". Поскольку на практике вознаграждение довольд часто определяется в виде разовой суммы, а тираж (книг, журналов, компакт дисков) не указывается, авторы (и другие правообладатели) довольно успешно и правильно доказывают, что такие договоры дают право на издание только одно го тиража, а в отношении любых допечаток тиража или переизданий должна быть заключены новые договоры. Иными словами, такие первоначальные дого воры не дают права на повторное тиражирование произведений.

Аналогично решается этот вопрос и в случае, когда в договоре установлю максимальный тираж с разовым вознаграждением: превышение максимального тиража является уже бездоговорным использованием, то есть использо ванием, выходящим за рамки договора.

Возможность дальнейшей переуступки прав, полученных по авторскому договору

Сторона, получившая авторские права по договору, может переуступить вд (полностью или частично) третьим лицам, лишь в том случае, если возможность такой уступки прямо предусмотрена в договоре (п. 4 ст. 31 Закона). В этой связи в настоящее время во многие авторские договоры включается указание на то, что передаваемые по договору права "могут быть переуступлены третьим лицам".

Согласие продавца на дальнейшую переуступку авторских прав может быть получено и в виде отдельного (дополнительного) соглашения.

Если покупатель приобрел по договору исключительные права, но без права их дальнейшей переуступки, то ни продавец, ни покупатель по отдельности не могут разрешить третьим лицам использование произведения.

Арбитражная практика исходит из того, что если лицо, приобретшее авторские права без права их дальнейшей переуступки, все же уступает эти права по договору третьему лицу, то это влечет недействительность как этого договора, так и всей последующей "цепочки" договоров9.

Авторские договоры на еще не созданные произведения

Российское законодательство, с одной стороны, запрещает заключение авторских договоров в отношении произведений, которые автор может создать в будущем (п. 5 ст. 31 Закона). С другой стороны. Закон прямо предусматривает возможность заключения договора заказа на то произведение, которое автор обязуется создать в соответствии с условиями договора (ст. 33 Закона).

Противоречия между двумя этими положениями на самом деле нет.

Закон, действительно, запрещает сделки в отношении произведений, которые автор возможно создаст в будущем. В настоящее время невозможны авторские договоры, подобные заключенному А.П. Чеховым в царской России. По этому договору писатель уступил своему издателю права на все свои будущие произведения, включая пьесы10.

Но из этого правила имеются два исключения. Таким образом, пункт 5 статьи 31 Закона запрещает "запродажу" будущих произведений.

Первое касается авторских договоров заказа. В договоре заказа будущее произведение должно быть указано как можно более точно и конкретно: объем, вид, жанр, название и т.п. Иначе говоря, объектом договора заказа может быть лишь уже задуманное автором, может быть, даже уже сложившееся в голове автора, но еще "технически" не созданное им произведение. Если условия о точном и конкретном обозначении заказываемого произведения соблюдены, то предметом договора заказа может быть даже не одно, а несколько произведений. Такой договор может заключаться на длительный срок.

Второе исключение относится к "служебным" авторским произведениям (ст. 14 Закона). Одновременно с заключением трудового договора, между работником и работодателем может быть заключен авторский договор об использовании работодателем будущих "служебных" произведений работника. Такой договор будет действительным, даже если он не дает точного и конкретного определения будущих произведений.

Если такой особый договор, касающийся будущих "служебных" авторских произведений, не заключен, то действует презумпция, установленная в пункте 2 статьи 14 Закона: все имущественные права на использование "служебных" произведений переходят к работодателю, причем - без уплаты какого-либо дополнительного (кроме заработной платы) вознаграждения.

Обязанность лицензиата использовать произведение

По авторскому договору лицензиат получает право использования произведения. Вместе с тем, обычно стороны увязывают авторское вознаграждение с фактическим использованием произведения и с объемом такого использования. Поэтому возникает вопрос о том, обязан ли лицензиат фактически использовать произведение?

Иногда лицензиар настаивает на использовании произведения и по другим мотивам: желание опубликовать произведение, престиж, реклама и т.п.

Судебная практика исходит из того, что если в авторском договоре не предусмотрена обязанность использования произведения, то лицензиат не обязан его использовать.

Высший арбитражный суд РФ сформулировал этот принцип только применительно к авторскому договору о передаче исключительных прав на использование произведения11. Однако этот вывод имеет общее значение: он распространяется и на тех лицензиатов, которые получили по договору неисключительные права.

Высший арбитражный суд указал:
"Закон "Об авторском праве и смежных правах" не устанавливает обязанности [лицензиата)... использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным пунктом 2 статьи 16 Закона.

Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.

Судом установлено, что в [данном] авторском договоре между сторонами нет условия об обязанности фактически использовать произведение...

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения искового требования [об обязанности использовать произведение]".

Имеется практика и судов общей юрисдикции, признающая, что обязанность использования лицензиатом произведения, права на которое получены по договору, прямо из закона не вытекает.

Форма договора

Закон об авторском праве содержит три специальных нормы, относящиеся к форме авторского договора (ст. 32 Закона):
1. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.
2. Авторский договор об использовании произведений в периодической печати может быть заключен в устной форме.
3. При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к этим экземплярам, договор заключается по особой форме, например, путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных. Обычно на практике авторские договоры (кроме договоров в сфере средств массовой информации) заключаются в письменной форме. Это может быть либо единый документ, либо даже обмен письмами (посланиями), свидетельствующими о том, что воли(пожелания) сторон совпадают.

Если авторский договор должен был заключаться в письменной форме, а фактически это был устный договор, то такое нарушение закона не влечет недействительности договора; однако в случае спора стороны лишаются права ссылаться, в подтверждение наличия договора и его условий, на свидетельские показания, но не лишаются права приводить письменные и другие доказательства (подпись автора на рукописи, подпись при получении вознаграждения, переписка сторон) (п. 2 ст. 162 ГК).

Если авторский договор заключен в устной форме, то (независимо от того, должен ли такой договор быть заключен в письменной форме, или речь идет о договоре, относящемся к периодической печати, где допустима устная форма), считается, что по договору переданы только неисключительные права, причем - на разовое использование произведения.

В этой связи в настоящее время некоторые российские журналы переходят на письменную форму авторского договора, поскольку, с одной стороны, они хотят быть уверены в том, что они получают только оригинальные, ранее не публиковавшиеся произведения (при устной форме договора автор нередко отсылает свое произведение одновременно в несколько газет или журналов), а с другой - они хотят получить права не только на разовое (однократное) использование, но и на некоторые случаи последующего использования (многие газеты и журналы перепродают другим организациям опубликованные ими произведения для использования их в электронной форме).

Особо следует остановиться на договорах, заключаемых при продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных или при предоставлении массовым пользователям доступа к экземплярам программ для ЭВМ и баз данных. Закон предусматривает специальную форму таких договоров - file wrapper licences. В России эти договоры фактически не применяются. Никаких конфликтов по поводу этих форм договоров нами не выявлено. Представляется, что здесь мы имеем дело не с авторскими договорами, а с договорами купли-продажи или с договорами аренды (проката). При этом купленная вещь (или взятая в аренду) должна использоваться в соответствии с законом. Как лицо, купившее один экземпляр книги не получает право на ее тиражирование, так и лицо, которое приобрело право на один экземпляр программы для ЭВМ, не имеет права тиражировать и декомпилировать эту программу: здесь нет никакой разницы.

Очевидно, что норма о file wrapper licences появилась в российском праве в связи с некритическим заимствованием ее из американского права.

Соглашения между соавторами и между иными совладельцами авторских прав

Обычно соглашение между соавторами наделяет одного из соавторов правом подписания авторского договора и содержит положения о распределении авторского вознаграждения между соавторами. Такое соглашение не предусматривает передачи авторских прав и потому не является авторским договором. Однако не исключено, что соавторы передадут свои части (доли) авторских прав одному из соавторов; такое соглашение будет относиться к категории авторских договоров. Аналогичные правила применяются к соглашениям между сонаследниками, а также между другими совладельцами авторских прав.

Нарушение авторского договора

Если одна из сторон договора нарушает свои договорные обязательства, то возникает ответственность за нарушение обязательств, регулируемая главой 25 Гражданского кодекса и статьей 34 Закона "Об авторском праве и смежных правах".

Общее правило гласит, что нарушитель обязан возместить убытки, воз никшие у другой стороны. Убытки определяются в соответствии со статьей 15 Г К. Они, как известно, состоят из двух частей: реальный ущерб и упущенна; выгода. Убытки должны быть возмещены в полном размере. Однако если был заключен договор заказа, и автор не представил заказанное произведение в соответствии с условиями договора, то его ответственность является ограниченной: автор обязан возместить реальный ущерб, но не обязан возмещав упущенную выгоду (п. 2 ст. 34 Закона).

В договоре может быть предусмотрена уплата неустойки, штрафа, пени (ст. 330 ГК). В этом случае сторона, нарушившая договор, безусловно, уплачивает неустойку. При этом также могут взыскиваться и убытки (если потерпев ший докажет их размер).

Соотношение убытков и неустойки регулируется статьей 394 ГК. В частности, неустойка может быть взыскана сверх убытков, если это предусмотрено договором.

Независимо от убытков и неустойки с нарушителя может быть взыскан; денежная компенсация за причинение морального вреда (ст. 151, 1099-1101 ГК). Однако такая компенсация предусмотрена только за нарушение личньп неимущественных прав (присвоение авторства, неправильное указание имени автора, искажение произведения).

Статья 49 Закона предусматривает, что владелец исключительных авторских прав может (вместо взыскания убытков) потребовать выплаты ему компенсации в твердой сумме в размере до 50 000 минимальных размеров оплаты труда (1 МРОТ в настоящее время равен 100 рублям; 50 000 МРОТ - 5 000 000 рублей или около 170 000 американских долларов). Для взыскания компенсации в твердой сумме не требуется обосновывать размер убытков, то есть не требуется документального обоснования. Это обстоятельство делает такую компенсацию очень удобным средством борьбы с нарушителями авторских прав. Вопрос о том, может ли компенсация быть применена в рамках авторского договора, то есть одной стороной авторского договора к другой стороне авторского договора, по-разному решается высшими российскими судебными инстанциями. Высший арбитражный суд считает, что "ответственность, установленная статьей 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" не применяется к отношениям сторон, связанным с неисполнением обязательства по авторскому договору" 12. Верховный суд РФ, напротив, исходит из того, что высказанное нижестоящим судом "мнение о том, что положения статьи 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" могут быть применены лишь к внедоговорным отношениям", ошибочно13.

Точка зрения Высшего арбитражного суда по этому вопросу представляется более обоснованной.

Примечания

1. Гражданский кодекс (ГК) представляет собой федеральный закон. Это очень большой по объему правовой документ; он принимается частями. Первая часть ГК (ст. 1-453) вступила в силу с 1 января 1995 года; вторая часть (ст. 454-1109) вступила в силус 1 марта 1996 года, третья часть ГК, посвященная наследственному праву и международному частному праву, вступила в силу с 1 марта 2002 года.

2. Статья 1 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

3. Более подробно см.: Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М. 1984. С. 211-216.

4. Теория разрешения провозглашалась сугубо советской теорией авторского права. На самом деле можно полагать, что теория разрешения возникла под влиянием австро-немецкой теории ограничения авторских прав по договору (Einraeumung) без переноса на договорного партнера каких-либо авторских правомочий. В настоящее время российское авторское право ближе всего стоит к французской теории и праву: моральные права по договору не передаются, а имущественные - передаются.

5. Пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28 сентября 1999 года № 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Информационное письмо № 47).

6. Нарушение авторских прав в Законе "Об авторском праве и смежных правах" именуется "контрафакция" (от соответствующего французского термина). В газетах и журналах России такое нарушение часто именуется "пиратством", а сами нарушители - "пиратами" (от английского термина). Термин "пиратство" проникает и в научную литературу.

7. Информационное письмо № 47, пункт 6. Этот вывод Высшего арбитражного суда вызвал критику со стороны Российского авторского общества (РАО): юрист РАО И. Силонов в статье "Высший Арбитражный суд - ты не прав!" ("Домашний адвокат". 2000. № 2. С. 8) пытается доказать, что в данном случае следует признать недействительным положение договора о запрете автору самому использовать произведение и передавать права на его использование третьим лицам, как противоречащее пункту 3 статьи 30 Закона. Критика позиции Высшего арбитражного суда является необоснованной. Кроме того, недопустимо так фамильярно, "на ты" обращаться к высшему судебному органу страны, даже если этот орган допустил ошибку. Но в данном случае ошибки не допущено.

8. Споры между организациями рассматриваются в России арбитражными судами. Первоначальное решение арбитражного суда вступает в силу через один месяц, если только в месячный срок на него не будет подана апелляционная жалоба. Постановление апелляционной инстанции (оставляющее в силе прежнее решение либо по иному решающее спор) вступает в силу немедленно. В течение одного месяца после вступления решения или постановления в законную силу может быть подана кассационная жалоба. Очень часто все три инстанции завершают рассмотрение спора в пределах до шести месяцев; именно это имело место в данном споре.

9. Информационное письмо № 47, пункт 10.

10. Известно, что А.П. Чехов очень тяготился этим договором, но все же не расторг его. Исследователи высказывают различные мнения о том, был ли этот договор кабальным и несправедливым по отношению к писателю. Действующее российское законодательство признает кабальные сделки оспоримыми, а авторские договоры о "запродаже" прав на будущие произведения вообще запрещает, то есть считает их ничтожными.

11. Информационное письмо № 47, пункт 8.

12. Информационное письмо № 47, пункт 11.

13. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 7. С. 9.


Кафедра ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности