Управленческие решения и управление инновационными проектами. Глоссарий


    1. Бизнес – экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги («Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364).

    2. Бизнесмен – это коммерсант, предприниматель, делец. Вообще – человек, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль или иные выгоды («Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364).

    3. Диаграмма Гантта (Gantt chart) – инструмент графического представления состояния задач проекта. На диаграмме длительность каждой задачи откладывается по горизонтальной линии. Начало и конец задачи соответствуют датам начала и ее завершения. (Попов Ю.И., Яковенко О.В., «Управление проектами», 2005, с. 198).

    4. Динамическая сложность ситуации - динамически сложной является ситуация, в которой (1) причина и следствие трудноразличимы, когда (2) ближайшие и отдаленные последствия какого-то действия оказываются принципиально различными. Либо когда (3) местные последствия какого-то действия оказываются противоположными его влиянию на отдаленные части системы. Когда (4) в результате очевидных действий получаем весьма неожиданные последствия. (Сенге, 1999 г. 32, 179).

    5. Жизненный цикл проекта (project life-cycle) – организация проекта из трех основных стадий: планирование, реализация, завершение. (Попов Ю.И., Яковенко О.В., «Управление проектами», 2005, с. 198).

    6. Задача (Task) – часть работы, в ходе которой достигается один, и только один, результат. Элементарная единица работы, основа структуры ее разбиения. (Попов Ю.И., Яковенко О.В., «Управление проектами», 2005, с. 199).

    7. Инновационная идея – бывает двух типов: 1) направленная на создание инноваций; 2) направленная на их реализацию. Первый тип – это идея, позволяющая создать что-то новое (научная, научно-техническая, инженерно-техническая, организационно-производственная идеи). Такие идеи представляют собой гипотезы альтернативного способа решения задачи (научной, научно-технической, производственной, маркетинговой или логистической). Они позволяют преобразовывать инновации, добавлять в них новые признаки, а также развертывать программы действий по решению задачи. Второй тип – это идеи использования новшества. Они служат в качестве гипотезы выбора альтернативной стратегии развития: что использовать, где, как и когда, с каким ресурсом, с какими последствиями (идеи перехода на выпуск нового продукта, оказания новой услуги, перехода на данную новую технологию, приоритетного использования данного ресурса и другие). (Баранчеев В.П.).

    8. Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение (ЛПР), не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто ЛПР делает выбор. То, что мы называем озарением или «шестым чувством», и есть интуитивные решения. (Мескон и др. 1995, с. 200).

    9. Коммерция – деятельность, включающая следующие виды: (1) разновидность предпринимательства или бизнеса; (2) торговля и торговое посредничество, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг; (3) торговые процессы, связанные с осуществлением актов купли-продажи, с передачей или приобретением прав собственности на товары и/или услуги с целью получения прибыли; (4) деятельность в сфере товарного обращения, движения товара и/или услуги от производителя до конечного потребителя; (5) технология торговых действий, их упорядоченной совокупности. (Багиев и др. «Маркетинг», 1999, с. 680).

    10. Компетенция – это степень понимания, основанная на имеющихся знаниях. Это знания о знаниях, или понимание того, что необходимо для выполнения работы. Лица, просто исполняющие работу, могут не понимать ее теоретических основ, но являться умелыми работниками и исполнять свои функции день изо дня. В этом случае говорят, что у него рабочие знания, когда человек использует знания для фактического исполнения своей работы, не задумываясь ни о причинах, ни о способах ее выполнения. (Брукинг, 2001, с.216).

    11. Концептуальная модель – приближенное представление о рассматриваемом объекте или процессе, фиксирующее наиболее существенные параметры и связи между ними. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 372).

    12. Концепция (1) – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определять систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 372).

    13. Концепция (2) – (от латинского conceptio: понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. (СЭС, 1981 г., с. 633).

    14. Метод (method) – структурно организованный набор задач, оценок и рекомендаций, обеспечивающий систематический подход или порядок. (Попов Ю.И., Яковенко О.В., «Управление проектами», 2005, с. 200).

    15. Метод Дельфи – метод комплексного анализа альтернативных управленческих решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», проводимой группой высококвалифицированных в данной области специалистов с применением экспертных методов, отбора наиболее рационального для данной ситуации решения. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 373).

    16. Методика, прием (technique) – особый подход к решению задачи. Методологическое средство обработки и обсуждения сложных деталей. (Попов Ю.И., Яковенко О.В., «Управление проектами», 2005, с. 200).

    17. Модели и их типы – см. типы моделей.

    18. Модель – по определению К. Шеннона, это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру. Цепочка создания стоимости – модель бизнес-процесса. Матрица Бостонской консалтинговой группы – одна из моделей рынка. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Форма модели менее сложна, нерелевантные данные устраняются, поэтому модель помогает руководителю быстро понять и осознать проблему и соотнести свои суждения с суждениями экспертов. Моделирование – это разработка концепции. (Мескон и др. 1995, с. 222).

    19. Незапрограммированные решения – решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, специалисты должны разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать организационную структуру. В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов или их комбинация. (Мескон и др. 1995, с. 198).

    20. Обобщенная модель процедуры принятия решения – логическая схема этапов разработки и принятия обоснованных решений. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 374).

    21. Подход (approach) – конкретный способ реализации метода или решения задачи, учитывающий наличие факторов риска, опыт, рекомендации и дополнительные советы. (Попов Ю.И., Яковенко О.В., «Управление проектами», 2005, с. 202).

    22. Поиск решения проблемы – выбор конкретной модели решения и решающего правила. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 374).

    23. Постановка задачи (1) – первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Согласно Шеннону: «Альберт Эйнштейн однажды сказал, что правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. . .». Чарльз Дж. Хитч: «Полезного и продуктивного аналитика отличает умение сформулировать (спроектировать) задачу». (Мескон и др. 1995, с. 226).

    24. Постановка задачи (2) – форма представления проблемы объекта управления. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 375).

    25. Постановка задачи (3) – под задачей в канонической форме будем понимать логическое высказывание вида: «Дано Y, требуется С». Более развернуто: «Дано – заданные условия Y, требуется решить, как будет достигаться цель С. (Записывается как < Y; С >). В первом приближении заданные условия Y включают: YС – множество возможных состояний некоторого объекта; YО – множество операторов, переводящих объект из одного состояния в другое; цель С определяет желаемое состояние объекта. Тогда проблемой назовем логическое высказывание вида: «Требуется С» или < – ; С >. То есть заданные условия явно не определены, а цель не та, что намечалась – она не достигнута или есть опасения, что она не будет достигнута. В этом случае ситуацией (как «обстановка», «совокупность условий», в которых приходится действовать) называется логическое высказывание вида «Дано < Y, – >, требуется (< Y; С >)». То есть, условия заданы, а цель явно не определена, но ее требуется заново установить. Таким образом, и проблема и ситуация здесь связана с задачей двояко. 1. Даже при обособленном рассмотрении предполагается наличие каких-то неявных условий, в которых возникает данная проблема. 2. Ситуацию и проблему можно рассматривать как начальные этапы постановки задачи, в которой они взаимно связываются в качестве заданных условий и цели задачи и переходным этапом является проблемная ситуация. (Вилкас и Майминас, 1981, с. 13-20).

    26. Постановка проблемы – формулирование проблемы с учетом конкретной ситуации, в которой она возникает и должна быть решена. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 375).

    27. Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли в установленном законом порядке. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 375).

    28. Принятие решения – процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 375).

    29. Проблема (1) – (от греч. problema – задача), в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. (СЭС, с. 1074).

    30. Проблема (2) – существенная разница между действительным и желаемым состоянием объекта управления. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 375).

    31. Проблема (3) – значительная разница между ожидаемой и реальной способностью достичь определенной цели. (Попов Ю.И., Яковенко О.В., «Управление проектами», 2005, с. 202).

    32. Проблема (4) – при постановке задачи развития объекта главное внимание уделяется анализу и выделению множества условий (V), а также определению его желаемых состояний, т.е. цели (W). Поэтому логическое высказывание вида «Требуется W» при < – ; W > , где явно не определены заданные условия (V), где условия изменяются и возникают несоответствия, назовем проблемой. Другими словами: проблема возникает тогда, когда отсутствуют необходимые условия, когда они неявно определены, для достижения явно определенной цели. Вообще говоря, проблема ставится при определенных условиях, хотя и не выраженных явно. Поэтому ее можно рассматривать как неполную постановку задачи и считать, что следующим этапом такой постановки будет опознавание (выявление, конструирование) условий V, их отграничение от остального мира. Этот этап выявления условий правомерно также рассматривать в качестве отдельной задачи вида «Дано < – ; W >, требуется < V ; W >». (Вилкас и Майминас, 1981, с. 13-20).

    33. Проблема и ее выявление (5) – анализ ситуации с целью определения проблемы и обоснования необходимости ее решения. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 371).

    34. Проблема (6) – это такая ресурсная часть поставленной задачи, когда наблюдается разрыв в условиях, необходимых для достижения цели, определенной каким-либо проектом, какой-либо задачей. Желаемые условия не соответствуют фактически сложившимся условиям (стратегии, методы, модели, ресурсы, например, человеческие и финансовые). Проблема выступает как причина того, что цели не достигаются, размываются, явно не выражаются, и вовсе исчезают. Поэтому ставится задача – определить условия (стратегии, методы, ресурсы), необходимые для достижения цели. В этом случае задача ставится следующим образом: «дана цель (С): требуется определить условия (У) ее достижения». (Баранчеев В.П.).

    35. Проблемная ситуация (1) – ситуация, препятствующая нормальному функционирова-нию и развитию организации. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 375).

    36. Проблемная ситуация (2) – Ситуацию и проблему можно рассматривать как начальные этапы постановки задачи, в которой они взаимно связываются в качестве заданных условий и цели задачи. Переходным этапом к задаче является проблемная ситуация. Здесь связь обеих частей задачи предстает в самом общем виде. На данном этапе фигурируют еще весьма расплывчатые намерения, а не ясно указанная цель, размытые множества факторов, а не четко выделенные и согласованные условия. Это скорее гипотеза, в которой взаимно уточняются постановки ситуации и проблемы. От их последующего перевода формулировки в условия и цель задачи зависит корректность (качество постановки) задачи. (Вилкас и Майминас, 1981, с. 13-20).

    37. Прогнозы – научно обоснованная оценка вероятности наступления прогнозируемого события. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 375).

    38. Программированные решения – есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. (Мескон и др. 1995, с. 196).

    39. Проект (1) – организациям, ориентированным на клиентов и вынужденным учитывать их желания, необходим механизм, некий процесс, который позволил бы успешно и быстро решать стоящие перед ними задачи. Таким механизмом призван быть проект. Он служит своего рода линзой, с помощью которой организация или отдельный человек могут «сфокусировать» ресурсы и возможности на достижение поставленной цели. Проект позволяет организации удовлетворить потребности клиентов, а нам, частным лицам, – достичь наших целей. (Бэгьюли Фил, «Управление проектом», 2004, с. 9).

    40. Проект (2) – это некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта. Или проектом может быть отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требованиями по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Проект может трактоваться как предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется уникальными особенностями и неповторимостью условий в их совокупности (например, задание цели, временные, финансовые, людские и другие ограничения, разграничения от других намерений, специфическая для проекта организация его осуществления). Понятие «проект» может обозначать комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения (в течение заданного периода времени и при установленном бюджете) поставленных задач с четко определенными целями. Общие признаки проекта: изменения – основное содержание проекта, ограниченная во времени цель, ограниченная продолжительность, наличие бюджета, ограничение ресурсов, новизна, комплексность, правовое и организационное обеспечение, разграничение с другими намерениями и видами деятельности. (Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектом, 2005, с. 5).

    41. Проект (3) – это 1) предприятие, которое характеризуется уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики и другие условия, и отличается от других подобных предприятий специфической проектной организацией; 2) предпринимаемое усилие, организующее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в неизвестный путь в рамках уникального предмета работы, заданной спецификации , с ограничениями на затраты и время, с тем, чтобы следование стандартному жизненному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством количественных и качественных целей и задач; 3) уникальный набор скоординированных действий с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения. (ICB-IMPA, Товд А.С., Ципес Г.Л. «Управление проектами: стандарты, методы, опыт», 2005, с. 24).

    42. Процедура принятия решения – установленный порядок действий (регламент) и выбора варианта решения. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 376).

    43. Процесс принятия решения (1) – процесс выбора наиболее эффективного варианта из множества альтернатив. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 376).

    44. Процесс принятия решения (2) – понимается как вся совокупность (последовательность) процедур, приводящих к решению. (Вилкас и Майминас, 1981, с. 35).

    45. Процессный подход – подход, основанный на концепции управления как непрерывной серии взаимосвязанных действий или функций. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 376).

    46. Рациональные решения – главное различие между решением рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. (Мескон и др. 1995, с. 202).

    47. Релевантная (уместная) информация – это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. Поскольку релевантная информация – основа решения, естественно добиваться, по возможности, ее максимальной точности и соответствия проблемы. (Мескон и др. 1995, с. 203).

    48. Решение (1) – это выбор альтернативы (Мескон и др., 1995, с.195).

    49. Решение (2) – определение организационного воздействия на объект управления. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 376).

    50. Решение, основанное на суждении, – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Оно полезно, поскольку многие ситуации в организациях часто повторяются. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на него смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора. Боязнь новых сфер деятельности может кончиться катастрофой. (Мескон и др. 1995, с. 200-201).

    51. Решение управленческое – см. управленческое решение.

    52. Решения интуитивные – см. интуитивные решения.

    53. Решения незапрограммированные – см. незапрограммированные решения

    54. Решения программируемые – см. программируемые решения.

    55. Решения рациональные – см. рациональные решения.

    56. Системный анализ – научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы исследования сложных объектов как систем. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 378).

    57. Ситуация (1) – (от позднелат. situation – положение), сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. (СЭС, с. 1226).

    58. Ситуация (2) – совокупность обстоятельств (положение, обстановка), сложившихся в организации или ее подразделении. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 379).

    59. Ситуация (3) – логическое высказывание вида «Дано V», < V ; – >, где явно не определена цель W, будем называть ситуацией. В обыденном смысле ее часто характеризуют как сложившуюся «обстановку», сложившуюся «совокупность условий», в которых приходится действовать. Однако формулировка ситуации, так или иначе, пусть в неявном виде, предполагает наличие цели, в соответствие с которой выделяются элементы V. Ситуацию также можно рассматривать как неполную постановку задачи и считать следующим этапом определение цели. Для этого этапа можно сформулировать отдельную задачу: «Дано < V ; – >, требуется < V ; W >». (Вилкас и Майминас, 1981, с. 13-20).

    60. Ситуация (4) – это такая целевая часть поставленной задачи, когда наблюдается разрыв в целях, определенных проектом или задачей, когда желаемый результат не совпадает с фактически складывающимся результатом, когда цель размывается, явно не выражается, становится невыполнимой, или совсем исчезает. Такая ситуация – это результат какого-то периода, когда складывается определенная обстановка, совокупность условий, которые опасны для данной цели, заставляют пересмотреть эту цель. Поэтому ставится целевая задача – установить новую цель и ее критерии. Постановка задачи имеет вид: «Даны условия (У), требуется установить цель (С)». (Баранчеев В.П.).

    61. Стратегия (1) – способ или средство достижения цели. (Баранчеев В.П.).

    62. Стратегия (2) – программа действий, определяющая развитие объекта и соответствую-щее ему управления. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 379).

    63. Технология – совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов «входа» системы в товар, а также других компонентов ее «выхода». (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 379).

    64. Технология принятия решений – совокупность научных методов, моделей и приемов разработки и принятия управленческих решений. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 379).

    65. Типы моделей – различают (1) физические модели, (2) аналоговые модели, (3) математические модели. Физические модели (ФМ) – представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. По Шеннону: «Отличительная характеристика ФМ, которая называется иногда «портретной моделью», состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность». Пример ФМ – чертеж детали. Аналоговая модель (АМ) – представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. График, иллюстрирующий соотношение между масштабом производства и себестоимостью («кривая опыта») является аналоговой моделью. Математическая (или символическая) модель (ММ) – использует символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Пример – формула некоторой зависимости объема спроса от цены (закон спроса). (Мескон и др. 1995, с. 225-226).

    66. Управление проектом (project management) (1) – это относительно новая научная дисциплина, раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы и средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями. Это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов управления и информационных технологий для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, их стоимости, срокам и качеству. В настоящее время в мире существует целый ряд стандартов и технологий управления проектами, например, стандарты PMI, IPMA, PRINCE II, AIPM и т.д., корпоративные технологии управления проектами RUP, PJM, NASA и др. (Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектом, 2005, с. 6).

    67. Управление проектом (project management) (2) – это профессиональная творческая деятельность по руководству людскими и материальными ресурсами путем применения современных методов, средств и искусства управления для успешного достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проектов, осуществляемых в рыночных условиях в социальных системах. По ISO оно включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного процесса достижения его целей. По PMBOK управление проектом – процесс применения знаний, навыков, методов и средств и технологий к проектной деятельности с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта. (Товб А.С., Ципес Г.Л. «Управление проектами: стандарты, методы, опыт)», 2005, с. 39-40),

    68. Управленческое решение – творческое, волевое воздействие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа управленческой информации о ее состоянии, направленное на организацию деятельности коллектива по разрешению назревшей проблемы. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 380).

    69. Цели проекта – набор критериев для измерения эффективности проекта. (Попов Ю.И., Яковенко О.В., «Управление проектами», 2005, с. 204).

    70. Цель (1) – желаемый результат, выраженный качественно и количественно, имеющий срок исполнения, ответственного исполнителя и ограничение по ресурсам. (Баранчеев В.П.).

    71. Цель (2) – выраженное качественно или количественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 380).

    72. Эксперимент – метод познания процессов и явлений, основанный на физическом моделировании исследуемых объектов с целью изучения их реакции на внешние и внутренние воздействия. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 380).

    73. Экспертный метод – проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. (Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения, 2006, с. 380).



    Определения Вилкаса-Майминаса


    1. Постановка задачи (3) – под задачей в канонической форме будем понимать логическое высказывание вида: «Дано Y, требуется С». Более развернуто: «Дано – заданные условия Y, требуется решить, как будет достигаться цель С. (Записывается как < Y; С >). В первом приближении заданные условия Y включают: YС – множество возможных состояний некоторого объекта; YО – множество операторов, переводящих объект из одного состояния в другое; цель С определяет желаемое состояние объекта. Тогда проблемой назовем логическое высказывание вида: «Требуется С» или < – ; С >. То есть заданные условия явно не определены, а цель не та, что намечалась – она не достигнута или есть опасения, что она не будет достигнута. В этом случае ситуацией (как «обстановка», «совокупность условий», в которых приходится действовать) называется логическое высказывание вида «Дано < Y, – >, требуется (< Y; С >)». То есть, условия заданы, а цель явно не определена, но ее требуется заново установить. Таким образом, и проблема и ситуация здесь связана с задачей двояко. 1. Даже при обособленном рассмотрении предполагается наличие каких-то неявных условий, в которых возникает данная проблема. 2. Ситуацию и проблему можно рассматривать как начальные этапы постановки задачи, в которой они взаимно связываются в качестве заданных условий и цели задачи и переходным этапом является проблемная ситуация. (Вилкас и Майминас, 1981, с. 13-20).

    2. Проблема (3) – при постановке задачи развития объекта главное внимание уделяется анализу и выделению множества условий (V), а также определению его желаемых состояний, т.е. цели (W). Поэтому логическое высказывание вида «Требуется W» при < – ; W > , где явно не определены заданные условия (V), где условия изменяются и возникают несоответствия, назовем проблемой. Другими словами: проблема возникает тогда, когда отсутствуют необходимые условия, когда они неявно определены, для достижения явно определенной цели. Вообще говоря, проблема ставится при определенных условиях, хотя и не выраженных явно. Поэтому ее можно рассматривать как неполную постановку задачи и считать, что следующим этапом такой постановки будет опознавание (выявление, конструирование) условий V, их отграничение от остального мира. Этот этап выявления условий правомерно также рассматривать в качестве отдельной задачи вида «Дано < – ; W >, требуется < V ; W >». (Вилкас и Майминас, 1981, с. 13-20).

    3. Проблемная ситуация (2) – Ситуацию и проблему можно рассматривать как начальные этапы постановки задачи, в которой они взаимно связываются в качестве заданных условий и цели задачи. Переходным этапом к задаче является проблемная ситуация. Здесь связь обеих частей задачи предстает в самом общем виде. На данном этапе фигурируют еще весьма расплывчатые намерения, а не ясно указанная цель, размытые множества факторов, а не четко выделенные и согласованные условия. Это скорее гипотеза, в которой взаимно уточняются постановки ситуации и проблемы. От их последующего перевода формулировки в условия и цель задачи зависит корректность (качество постановки) задачи. (Вилкас и Майминас, 1981, с. 13-20).

    4. Процесс принятия решения (2) – понимается как вся совокупность (последовательность) процедур, приводящих к решению. (Вилкас и Майминас, 1981, с. 35).

    5. Ситуация (3) – логическое высказывание вида «Дано V», < V ; – >, где явно не определена цель W, будем называть ситуацией. В обыденном смысле ее часто характеризуют как сложившуюся «обстановку», сложившуюся «совокупность условий», в которых приходится действовать. Однако формулировка ситуации, так или иначе, пусть в неявном виде, предполагает наличие цели, в соответствие с которой выделяются элементы V. Ситуацию также можно рассматривать как неполную постановку задачи и считать следующим этапом определение цели. Для этого этапа можно сформулировать отдельную задачу: «Дано < V ; – >, требуется < V ; W >». (Вилкас и Майминас, 1981, с. 13-20).


    Определения Баранчеева В. П.


    1. Инновационная идея – бывает двух типов: 1) направленная на создание инноваций; 2) направленная на их реализацию. Первый тип – это идея, позволяющая создать что-то новое (научная, научно-техническая, инженерно-техническая, организационно-производственная идеи). Такие идеи представляют собой гипотезы альтернативного способа решения задачи (научной, научно-технической, производственной, маркетинговой или логистической). Они позволяют преобразовывать инновации, добавлять в них новые признаки, а также развертывать программы действий по решению задачи. Второй тип – это идеи использования новшества. Они служат в качестве гипотезы выбора альтернативной стратегии развития: что использовать, где, как и когда, с каким ресурсом, с какими последствиями (идеи перехода на выпуск нового продукта, оказания новой услуги, перехода на данную новую технологию, приоритетного использования данного ресурса и другие). (Баранчеев В.П.).

    2. Проблема (4) – это такая ресурсная часть поставленной задачи, когда наблюдается разрыв в условиях, необходимых для достижения цели, определенной каким-либо проектом, какой-либо задачей. Желаемые условия не соответствуют фактически сложившимся условиям (стратегии, методы, модели, ресурсы, например, человеческие и финансовые). Проблема выступает как причина того, что цели не достигаются, размываются, явно не выражаются, и вовсе исчезают. Поэтому ставится задача – определить условия (стратегии, методы, ресурсы), необходимые для достижения цели. В этом случае задача ставится следующим образом: «дана цель (С): требуется определить условия (У) ее достижения». (Баранчеев В.П.).

    3. Ситуация (4) – это такая целевая часть поставленной задачи, когда наблюдается разрыв в целях, определенных проектом или задачей, когда желаемый результат не совпадает с фактически складывающимся результатом, когда цель размывается, явно не выражается, становится невыполнимой, или совсем исчезает. Такая ситуация – это результат какого-то периода, когда складывается определенная обстановка, совокупность условий, которые опасны для данной цели, заставляют пересмотреть эту цель. Поэтому ставится целевая задача – установить новую цель и ее критерии. Постановка задачи имеет вид: «Даны условия (У), требуется установить цель (С)». (Баранчеев В.П.).

    4. Стратегия (1) – способ или средство достижения цели. (Баранчеев В.П.).

    5. Цель (1) – желаемый результат, выраженный качественно и количественно, имеющий срок исполнения, ответственного исполнителя и ограничение по ресурсам. (Баранчеев В.П.).






1. Литература по управленческим решениям

    Александров Е.А. Основы теории эвристических решений. – М.: Сов. радио, 1975. – 256 с.

    Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 416 с. (Гл.2. Модель стратегического решения, с.49-68.).

    Бир С. Мозг фирмы. Пер с англ. М.М.Лопухина. – М.: «Радио и связь», 1993. – 415 с.
    Бэгьюли Фил. Управление проектом / Пер. с англ. В. Петрашек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 208 с.

    Вилкас Э.Й., Майминас Е.З. Решения: теория, информация, моделирование. – М.: Радио и связь, 1981. – 328 с.

    Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине: Пер. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова. 2-е изд. – М.: Сов. радио, 1968 (1948). – 326 с.

    Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник, 2-е изд. - М.: “Фирма Гардарика”, 1996. 416 с. (Гл. 2. Мотивация деятельности, с.155-167. 9.1. Принятие решений, с.303-312. Гл.10. Организационная культура, с.325-366).

    Глущенко В.В., Глущенко И.В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – Г. Железнодорожный. Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. – 400 с.

    Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации : анализ и решения. - М.: Экономика, 1988. - 191 с.

    Карась Л. Принятие управленческих решений с учетом риска. -Проблемы теории и практики управления. 1993, 3, с. 69-72.

    Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Д.М. Гвишиани. - М.: Прогресс, 1981. - В двух томах: Т.1, 495 с. и Т.2, 512 с.

    Кэхилл Джерард. Как сформировать команду менеджеров. - Проблемы теории и практики управления, 1993, № 2, с.91.

    Лескин А.А., Мальцев В.Н. Системы поддержки управленческих и проектных решений.-Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1990. - 167 с.

    Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения. Учебник по специальности «Менеджмент организации» под ред. Ю.П. Анискина. – М.: Омега-Л, 2006. – 383 с.

    Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 1995. - 704 с. (Глава 7. Принятие решений, с. 194-218. Глава 8. модели и методы принятия решений, с. 219-252).

    Моисеева Н.К. Выбор технических решений при создании новых изделий. – М.: Машиностроение, 1980.

    Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 155 с. (гл.3. Потребности и мотивы, с.33-49. Гл.5. Принятие управленческих решений, с.61-69. Гл.6. Реализация управленческих решений, с.70-81. Гл.12. Организационная культура, с.140-151.).

    Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208 с.

    Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – 2-е изд., стер. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 240 с.

    Фролов Ю.В. Интеллектуальные системы и управленческие решения. – МГПУ, 2000. – 294 с.

    Шевырёв А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. – Белгород: «Крестьянское дело», 1995. – 210 с.

    Эшби У.Р. Введение в кибернетику: Пер. с англ. Д.Г. Лахути. – М.: ИЛ, 1959 (1956). – 432 с.

    Эшби У.Р. Конструкция мозга: Пер с англ. Ю.И. Лашкевича. М.: ИЛ, 1962 (1960), - 398 с.


2. Литература по управлению проектами

    Александрова Т.В., Некрасов С.П., Туккель И.Л., Алакангас Ю.А., Абиока Р., Абиока М. Международные инновационные проекты: аспекты профессиональной подготовки менеджеров / Труды Международной конференции «Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт», Санкт-Петербург, 7-10 июля 1997г. - С.-Пб, 1997. - 312 с. (с. 253-258).

    Бауэр Р., Коллар Э., Тан В. Управление инвестиционным проектом (Опыт «ИБМ» в разработке и реализации инновационного проекта). Перевод с английского. М.: ИНФРА-М, 1995. – 208 с. (Лидерство и концепция, с. 22-43).

    Бэгьюли Фил. Управление проектом / Пер. с англ. В. Петрашек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 208 с.

    Дитхелм Г. Управление проектами. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004.

    Ермилов Н.Н. ЗАО ИЛИП как инкубатор инновационных проектов и малых фирм. / Труды Международной конференции «Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт», Санкт-Петербург, 7-10 июля 1997г. - С.-Пб, 1997. - 312 с. (с. 285-286).

    Клиффорд Ф.Г., Эрик У.Л. Управление проектами: Практическое руководство. М.: Дело и Сервис, 2003.

    Лескин А.А., Мальцев В.Н. Системы поддержки управленческих и проектных решений.-Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1990. - 167 с.

    Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий. Общая редакция и составление д.т.н. Фонштейн Н.М. - М.: АНХ,1999. - 271 с.

    Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208 с.

    Пурба С., Зуккеро Д. Спасение проекта. Как избежать катастрофы при управлении проектом. Экспресс-курс для начинающих топ-менеджеров. (Усл. печ. л. 32. Тираж 3000 экз.). – М.: НТ Пресс, 2007. – 432 с.

    Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – 2-е изд., стер. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 240 с.

    Уидет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. – М.: HIPPO, 2003.
    Хагеман Г. Руководство по мотивации. – М.: HIPPO, 2004.

    Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами. Под ред. С.В.Валдайцева. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995. – 208 с.

    Шаборкина Л. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента. - Российский экономический журнал, 1996, № 1, с. 56-59.

    Шамурина Юлия. Управление проектами в России и Восточной Европе (обзор материалов международного симпозиума INTERNET). - Проблемы теории и практики управления, 1994, № 1, с. 121-124.

    Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. - Спб.; "ДваТрИ", 1996. - 610 с.




По материалам сайта "Инноватика и конкурентные приемущества"