Концепция стратегии развития технико-внедренческой особой экономической зоны "Дубна"


1. Цели и задачи создания особой экономической зоны

Технико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, закрепленными за г. Дубной как наукоградом Российской Федерации Указом Президента РФ от 21 декабря 2001г. № 1472. Особое внимание при этом будет уделено развитию деятельности в сфере информационных технологий и ядерно-физических технологий.

Основными целями являются:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции и в первую очередь в сфере информационных технологий;
  • создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия;
  • создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.
В ходе реализации проекта будут решаться следующие задачи:
  • отработка современной модели развития наукоградов как ключевых элементов создаваемой национальной инновационной системы;
  • отработка механизмов концентрации в современных условиях интеллектуальных и других ресурсов на определенной территории для решения приоритетных задач в научно-технической сфере;
  • отработка механизмов взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, отработка механизмов частно-государственного партнерства при реализации проектов территориального развития;
  • отработка механизмов создания и функционирования особых экономических зон как инструмента государственной поддержки деятельности в сфере высоких технологий.
В качестве отдельных задач проекта будут решаться задачи отработки механизмов ипотеки для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.

2. Профиль особой экономической зоны

Выбор профиля особой экономической зоны в г.Дубне производился на основе действующего законодательства, исходя из результатов анализа следующих основных факторов:

    а) сложившаяся научно-техническая специализация организаций научно-производственного комплекса г. Дубны;
    б) сложившиеся взаимосвязи организаций научно-производственного комплекса города и возможности выделения кластеров по определенным видам научно-технической деятельности;
    в) перспективы конкурентоспособности России на мировых рынках высокотехнологичной продукции;
    г) предложения потенциальных инвесторов и организаций научно-производственного комплекса города;
В качестве основных (профильных) направлений особой экономической зоны в г.Дубне принимается деятельность в области информационных технологий и ядерно-физических технологий. Деятельность в области информационных технологий при этом включает производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем, разработку и производство опытных образцов и опытных партий элементов, средств и систем электронной техники, а также исследования и разработки в других областях науки, техники и технологий, критически зависящих от информационных технологий.

В качестве основных научно-технических направлений в сфере информационных технологий, планируемых к реализации в рамках особой экономической зоны, рассматриваются:

разработка программных продуктов и оказание услуг:

  • программные комплексы для разведки и мониторинга месторождений полезных ископаемых;
  • ГРИД-технологии и электронные базы данных;
  • программные комплексы для управления бизнес-процессами;
  • геоинформационные системы;
  • компьютерное проектирование сложных инженерных систем;
электронное приборостроение, элементы электронной техники:
  • системы контроля и управления технологическими комплексами ответственных производств;
  • средства и системы контроля и управления доступом, средства и системы обнаружения и тушения пожаров;
  • средства и системы контроля радиоактивности, взрывчатых веществ и наркотиков в перемещаемых грузах;
  • системы оптической связи, в том числе подводные. Элементы линий оптической связи;
  • системы неразрушающего контроля;
  • программно-аппаратные комплексы контроля надводной и подводной обстановки;
  • системы и средства скрытой передачи информации;
  • силовая электроника;
  • гибкие печатные платы;
  • ядерные детекторы и приборы на их основе;
  • источники питания, в том числе водородные топливные элементы;
  • лавинные микропиксельные фотодетекторы.
Кроме деятельности в сфере информационных и ядерно-физических технологий в особой экономической зоне планируется развивать дополнительную научно-техническую тематику. Направленность этой тематики будет определяться заявками и бизнес-планами претендентов в резиденты особой экономической зоны. В настоящее время в качестве дополнительной тематики заявляются:

проектирование и производство летательных аппаратов;

технологии производства новых материалов и изделий из них:

    - компоненты для композиционных материалов;
    - технологии производства композиционных материалов;
    - методы вероятностного проектирования изделий из композиционных материалов;
    - материалы на основе трековых мембран;
    - нанотехнологии;
технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика:
    - ветроэнергетические установки;
    - газотурбинные энергетические установки;
    - системы и технологии энергосбережения;
    - электросберегающие технологии обработки материалов;
исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов.

3. Концепция создания технико-внедренческой особой экономической зоны в г.Дубне

Технико-внедренческая особая экономическая зона создается с опорой на инфраструктуру и научно-технические достижения сложившихся научных, инженерных и образовательных организаций города - Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), Губернаторского университета «Дубна», ОАО «МКБ «Радуга», ФГУП НИИ «Атолл», других организаций научно-производственного комплекса и с учетом существующей инновационной инфраструктуры города.

Концепция предполагает создание технико-внедренческой особой экономической зоны на основе органично взаимодействующих четырех базовых модулей:

  • Инновационный пояс вокруг ОИЯИ и других исследовательских и инженерных организаций города;
  • Университет «Дубна» как инновационно-образовательный центр наукограда;
  • Технопарк в сфере информационных технологий «Российский центр программирования»
  • Инновационная инфраструктура города и механизмы обеспечения инновационной деятельности.
Инновационный пояс вокруг ОИЯИ и других исследовательских и инженерных организаций города

Перспективы дальнейшего развития ОИЯИ связываются с развитием трех компонент его деятельности:

1. Закрепление места ОИЯИ в международном разделении труда по фундаментальным исследованиям в первую очередь в области физики элементарных частиц, ядерной физики, физики конденсированных сред, а также развитие фундаментальных исследований с применением ядерно-физических методов в медицине, биологии, материаловедении и экологии. Все более существенное значение для фундаментальных исследований приобретают работы в области информационных технологий.

2. Развитие образовательной компоненты в ОИЯИ. Созданы условия для подготовки и воспитания талантливой молодежи: более 30 лет в г. Дубне действует филиал НИИ ядерной физики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; в 1991 г. в ОИЯИ был образован Учебно-научный центр, в рамках которого обучаются и параллельно проходят специальную практику в лабораториях ОИЯИ студенты старших курсов МГУ, МИФИ, МФТИ, МИРЭА, а также учебных заведений стран-участниц по направлениям: ядерная физика, физика элементарных частиц, физика конденсированных сред, теоретическая физика, техническая физика, радиобиология. В ОИЯИ действует аспирантура по 10 специальностям и диссертационные советы по 9 специальностям. Особое значение приобретает сотрудничество ОИЯИ с государственным университетом «Дубна». В рамках проекта планируется создание и развитие в ОИЯИ учебно-научных лабораторий университета «Дубна» по физике, прикладной ядерной физике, биофизике, информационным технологиям. На базе Лаборатории информационных технологий ОИЯИ будет организована подготовка студентов старших курсов университета «Дубна» по профильным специальностям.

3. Проведение прикладных исследований и инновационная деятельность. В Институте получены результаты, значимые как для развития фундаментальной науки, так и для народного хозяйства страны. Углубленное развитие в ОИЯИ фундаментальных исследований сочетается с применением ядерно-физических методов исследований в медицине, биологии, материаловедении, экологии и др. областях науки и техники.

К настоящему времени заметное место на рынке высокотехнологичной продукции и услуг уже занимают выделившиеся (spin-off) из ОИЯИ или развивающие тематику исследований и разработок ОИЯИ такие компании как ИЦПЯФ (производство чистых комнат), ООО «Компания Контакт» (системы телекоммуникаций), ФГУП «Дедал» (системы охраны объектов), ЗАО «Аспект» (производство приборов радиологического контроля), НПК «Альфа» ЗАО «Холдинговая компания «Трекпор текнолоджи» (системы донорского и лечебного плазмофереза), ООО «Интерграфика» (системы компьютерной визуализации образовательных процессов) и др.

Планируется дальнейшее развитие исследований и разработок по разделам: новые материалы и химические продукты (материалы для микро- и наноэлектроники, полимеры, керамические материалы и нанокерамика, дизайн химических продуктов и материалов с заданными свойствами), экология и рациональное природопользование (технологии мониторинга природно-техногенной сферы), производство ускорителей для решения прикладных задач, исследования и разработки в области контроля перемещения радиактивных материалов методом нейтронного анализа, разработки в области изготовления трековых мембран, криогенной техники, создании опытных установок реакторов с подкритической массой, разработки в области терапии онкозаболеваний.

С целью поддержки инновационной деятельности, создания инновационного пояса вокруг ОИЯИ в рамках настоящей концепции планируется:

    - развитие сотрудничества с ведущим бизнес-партнером ОИЯИ - АФК «Система»;
    - поддержка создания spin-off компаний по разработке и производству продукции на основе научно-технических достижений ОИЯИ;
    - создание совместно с АФК «Система» управляющей компании «Дубна-Система» для поддержки развития малых предприятий в научно-технической сфере;
    - выполнение инновационных проектов по созданию перспективных конкурентоспособных высокотехнологичных видов продукции и технологий на основе формирования в ОИЯИ временных творческих коллективов в том числе из специально приглашаемых высококвалифицированных ученых и специалистов из России и другим стран мира.
На базе других градообразующих предприятий научно-производственного комплекса (ФГУП «МКБ «Радуга», ФГУП «НИИ «Атолл», ОАО «Приборный завод «Тензор», ОАО «ДМЗ») к настоящему времени создано более 50-ти организаций научно-технического профиля. В дальнейшем планируется выделение непрофильной тематики крупных предприятий научно-производственного комплекса с созданием spin-off компаний.
Поддержка становления вновь создаваемых компаний в научно-технической сфере является одной из основных задач инновационно-технологического инкубатора г.Дубны.

Университет «Дубна» как инновационно-образовательный центр наукограда

За период 1994-2004 г. в Университете «Дубна» сформирован мощный творческий коллектив ученых и преподавателей, включающий около 300 кандидатов и докторов наук, Академиков РАН, РАМН, РАЕН, РАО.

Созданы специализированные кафедры и лаборатории (в том числе и на хозрасчетной основе), нацеленные на ведение исследований и разработок в области экологии, информационных технологий, биофизики, прикладной ядерной физики, энергетики, геофизики и др.

Осуществлен первый этап интеграции фундаментальной и прикладной науки и высшего образования. Ряд ведущих кафедр созданы совместно и имеют экспериментальную и лабораторную базу на площадях Объединенного института ядерных исследований, НИИ «Атолл», МКБ «Радуга», НПО «Союз», ГНЦ РФ ВНИИгеосистем и др.

Установлены прямые творческие и научные контакты с университетами США, Италии, Германии, Китая и других стран.

Основными задачами университета являются:

    - переход на стадию исследовательского и инновационного университета, занимающего лидирующие позиции в России по отдельным приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
    - целевая подготовка высококвалифицированных кадров для организаций научно-производственного комплекса города и Российского центра программирования.
    - существенное расширение доли магистрантов, аспирантов и докторантов в университете.
    - превращение университета в базовый учебный центр для непрерывного образования в области инновационной деятельности, науки, техники и технологий, включая повышение квалификации по наиболее востребованным специальностям.
При этом предусматривается формирование в университете системы лабораторий, центров, бизнес-школ, нацеленных на проведение научных и прикладных исследований по приоритетным направлениям. В рамках проекта планируется дальнейшее развитие работы по стимулированию и поддержке создания бизнеса студентами и выпускниками университета.

Наиболее значимым для университета с точки зрения количественных показателей станет проект существенного увеличения выпуска специалистов в сфере информационных технологий с одновременным совершенствованием образовательного процесса в этой сфере.

Проект предусматривает тесное взаимодействие с ведущими в области информационных технологий ВУЗами страны по подготовке специалистов в интересах кадрового обеспечения Российского центра программирования. Будет создана система отбора бакалавров русскоязычных высших учебных заведений для последующего обучения на пятом, шестом курсах Университета «Дубна» с одновременным трудоустройством в ИТ – компании. При этом планируется довести численность выпускников университета – специалистов (магистров) в сфере информационных технологий до 400 – 500 человек в год и обеспечить тем самым потребность кадрового формирования компаний Российского центра программирования примерно на треть.

Проект создания Российского центра программирования

Основная цель проекта – развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий, обеспечение его конкурентоспособности на российском и мировом рынках, увеличение доли продукции и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в общей структуре российского экспорта.

В ходе реализации проекта планируется на территории г.Дубны Московской области создать технопарк в сфере информационных технологий, сконцентрировать в течение 5 - 7 лет в городе Дубне около десяти тысяч специалистов в области информационных технологий, довести объём производства на территории технопарка примерно до 440 млн. долларов США в год, создать центр развития и распространения в России культуры разработки и реализации программных продуктов.

Проект предусматривает:

    - строительство на территории г.Дубны городка программистов на 30 тысяч жителей на незастроенном в настоящее время земельном участке площадью 465 га на левом берегу реки Волги;
    - строительство Новой промышленной зоны для размещения серийных и опытных производств на земельном участке площадью 124 га в правобережной части города.
4. Концепция кадрового обеспечения технико-внедренческой особой экономической зоны в г.Дубне

Трудовые ресурсы г.Дубны составляют 38,6 тысяч человек, или 62,8 процента от численности населения города. Из общей численности трудовых ресурсов 81,9 процента (31,6 тысяч человек) занято в экономике, 11,0 процентов - учащиеся, обучающиеся с отрывом от производства, 7,1 процента - не занятые.

В отличие от структуры занятых в отраслях экономики Московской области, в г.Дубне наибольшая занятость отмечается в отраслях непроизводственной сферы. В науке трудятся 27,5 процента. Высока концентрация работающих в промышленности, где трудится каждый четвертый из занятых. В науке и на производстве города работают более 1000 кандидатов и около 300 докторов наук.

По оценкам службы занятости ежедневно выезжают на работу за пределы города (в основном в г.Москву) около 3000 человек (в том числе 1000 – 1200 специалистов), а из близлежащих районов приезжают на работу в город около 500 человек.

Численность регистрируемых безработных не превышает 600 человек.

Трудовые ресурсы для предприятий-резидентов особой экономической зоны предполагается обеспечить за счет выпускников Университета «Дубна», других ВУЗов России и СНГ, учреждений начального и среднего профессионального образования г.Дубны, привлечения на работу специалистов, проживающих в г.Дубне и временно работающих за пределами города, привлечения на работу жителей прилегающих к г.Дубне населенных пунктов, а также специалистов с территории России и СНГ.

Подготовка кадров в рамках программы развития Университета «Дубна».

Для подготовки специалистов запланировано увеличение набора в основном в магистратуру университета бакалавров и специалистов других высших учебных заведений России и СНГ до 500 человек в год с одновременной организацией специализированных курсов по договору с организациями-работодателями и прохождением за время обучения стажировок в этих организациях

Прием в магистратуру университета и организацию специализированных курсов и стажировок предполагается вести на основании долгосрочных договоров с высшими учебными заведениями России и стран СНГ и с компаниями, располагающимися в Дубне.

Привлечение на работу квалифицированных специалистов – жителей г.Дубны, в настоящее время работающих в за пределами города.

В настоящий момент численность таких специалистов составляет 1000 – 1200 человек. По экспертной оценке и проведенным выборочным опросам до 70% от этого количества могут быть трудоустроены в организации – потенциальные резиденты особой экономической зоны.

Привлечение на работу жителей прилегающих к Дубне населенных пунктов.

Дополнительным источником трудовых ресурсов для г.Дубны может стать Талдомский район Московской области из которого в настоящее время около 3000 человек выезжает на работу в г. Москву.

Традиционно в организациях г.Дубны работают жители Кимрского и Конаковского районов Тверской области. При создании новых рабочих мест количество желающих работать в г.Дубне из соседних районов может увеличиться в десятки раз.

В транспортной доступности от г.Дубны находятся населенные пункты Талдомского района Московской области (г.Талдом, пгт Запрудня, пгт Вербилки), Кимрского района Тверской области (г.Кимры) и Конаковского района Тверской области (г.Конаково).

Общая численность населения, проживающего в 35-ти километровом радиусе от г.Дубны составляет 140 – 160 тыс.человек, в том числе в трудоспособном возрасте – 60 – 70 тыс.человек.

Привлечение на работу специалистов с территории России и, стран ближнего зарубежья.

Привлечение на работу специалистов с территории России и стран СНГ планируется осуществлять двумя путями:

    - привлечение на работу молодых специалистов– до 20% от общей потребности в кадрах по данной категории.
    - привлечение на работу с территории России и других стран СНГ квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям организаций-работодателей через кадровые агентства или самостоятельно организациями- работодателями – до 80% от общей потребности в кадрах по данной категории
5. Этапы и сроки реализации Стратегии

План обустройства и соответствующего материально-технического оснащения технико-внедренческой особой экономической зоны и прилегающей территории в г.Дубне Московской области рассчитан на период 2006 – 2010 гг. и предусматривает введение в эксплуатацию объектов двумя очередями:

    1-я очередь – 30 тысяч квадратных метров производственных и офисных помещений, основные объекты социальной инфраструктуры и 100 тысяч квадратных метров жилья – в срок до 01.01.2008 г.
    2-я очередь – 340 тысяч квадратных метров производственных и офисных помещений и 495 тысяч квадратных метров жилья – в срок до 01.01.2011 г.
6. Финансирование мероприятий по реализации стратегии

Объем расходов, связанных с созданием особой экономической зоны в г. Дубне, составляет 26257,1 млн. рублей, из которых 3739,0 млн. рублей планируется профинансировать за счет средств федерального бюджета (в том числе за период 2006 – 2008 годы – 1949,0 млн.рублей), 972,7 млн. рублей – за счет средств бюджета Московской области (в том числе за период 2006 – 2008 годы – 673,7 млн.рублей), 554,4 млн. рублей– за счет средств бюджета г.Дубны (в том числе за период 2006 – 2008 годы – 484,4 млн.рублей), 20991,0 млн. рублей – за счет внебюджетных источников (в том числе за период 2006 – 2008 годы – 10735,0 млн.рублей).

Объем расходов, связанных с функционированием особой экономической зоны в г. Дубне, за весь период существования особой экономической зоны и за период 2006 – 2008 годы (в скобках) в текущих ценах составляет 9506,5 (78,7) млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 49,4 (1,8) млн.рублей, за счет средств бюджета Московской области 3442,6 (56,3) млн.рублей, за счет средств бюджета г.Дубны 2855,8 (20,6) млн.рублей, за счет внебюджетных источников 3158,7 (59,7) млн.рублей..

Общий объем расходов, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны в г. Дубне составляет 35763,6 млн. рублей (в том числе за период 2006 – 2008 годы – 13920,0 млн.рублей), в том числе за счет средств федерального бюджета 3788,4 млн.рублей (в том числе за период 2006 – 2008 годы – 1950,8 млн.рублей), за счет средств бюджета Московской области 4415,3 млн.рублей (в том числе за период 2006 – 2008 годы –730,0 млн.рублей), за счет средств бюджета г.Дубны 3410,2 млн.рублей (в том числе за период 2006 – 2008 годы –505,0 млн.рублей), за счет внебюджетных источников 24149,7 млн.рублей (в том числе за период 2006 – 2008 годы – 10794,7 млн.рублей).

7. Мониторинг выполнения Стратегии и контроль хода ее реализации

Мониторинг выполнения стратегии развития технико-внедренческой особой экономической зоны в г.Дубне предполагается осуществлять по следующим основным контрольным показателям:

8.1. В части реализации мероприятий по обустройству особой экономической зоны и прилегающей территории:

    - ввод в эксплуатацию производственных площадей (в кв.метрах по годам);
    - строительство жилья (в кв.метрах по годам);
    - строительство улично-дорожной сети (в кв.метрах по годам);
    - реконструкция и строительство головных инженерных сооружений
    - реконструкция и строительство магистральных инженерных сетей.
8.2. В части результатов производственной деятельности резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны:
    - создание рабочих мест (единиц, по годам)
    - объем производства продукции, товаров, работ, услуг (в текущих и приведенных ценах, по годам)
    - объем экспорта продукции, товаров, работ, услуг (в текущих ценах, по годам).
    - объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации (в текущих ценах, по годам).
_____________________________________________________________________________

Основные даты:
14.09.2005 г. – объявлен конкурс на создание ОЭЗ
16.09.2005 г. – заместителем председателя Правительства Московской области Кацывом П.Д. утвержден план мероприятий по подготовке заявки на конкурс
28.09.2005 г. – Распоряжение Губернатора Московской области № 771-РГ «О взаимодействии с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами» (Ответственный – Министерство экономики МО)
28.11.2005 г. - подведены итоги конкурса на создание ОЭЗ
21.12.2005 г. – Постановление Правительства РФ № 781 «О создании на территории г.Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа».
18.01.2005 г. – Между Правительством РФ, Правительством Московской области и администрацией г.Дубны заключено соглашение «О создании технико-внедренческой особой экономической зоны на территории Московской области в г.Дубне.»



Источник: Наукоград-Дубна.ру