Механизмы предоставления государственной поддержки инвестиционным проектам за счет средств Инвестиционного фонда


Тезисы доклада заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Кирилла Геннадьевича Андросова, выступившего 17 марта 2006 на совещании по теме "Порядок оформления и подачи документов на участие в отборе инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации".

"О механизмах предоставления государственной поддержки инвестиционным проектам за счет средств Инвестиционного фонда"

Инвестиционный фонд, как механизм реализации крупных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), имеет ряд отличительных особенностей:

- реализация проектов на условиях ГЧП означает, что инвестиционные проекты должны финансироваться исключительно на условиях софинансирования частным сектором. Это подразумевает четкое разделение обязательств по реализации проекта между государством и частным инвестором, а также жесткий контроль над их выполнением;

- соблюдение принципа безубыточности инвестиционных проектов подразумевает, что создаваемая в рамках инвестиционного проекта собственность должна приносить доход собственнику.

Кроме того, особенности формирования и расходования средств Инвестиционного фонда позволят реализовать принципы, необходимые для эффективной реализации крупных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства:

- гибкость использования средств в течение года, т.е. возможность начала реализации проекта в любой момент независимо от ограничений, накладываемых бюджетным процессом;

- накопительный характер Инвестиционного фонда, т.е. возможность переносить на следующий год неиспользованные средства Фонда;

- обеспечение многолетней государственной поддержки проектов. Государственная поддержка инвестиционного проекта может осуществляться в периоде до пяти лет, при этом период реализации самого инвестиционного проекта может выходить за рамки планового пятилетнего периода.

Государственная поддержка в рамках Инвестиционного фонда будет предоставляться инвестиционным проектам, предусматривающим:

а) социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с межправительственными соглашениями для создания объектов на территории Российской Федерации;

б)  создание и развитие элементов национальной инновационной системы;

в)  обеспечение реализации институциональных преобразований.

Кроме того, за счет Фонда можно будет финансировать разработку проектной документации инвестиционных проектов.

Предельный объем Фонда - объем ассигнований, предусмотренных в перспективном финансовом плане в расчете на период шесть лет, в пределах которых могут приниматься обязательства по реализации инвестиционных проектов.

Источниками формирования предельного объема Фонда будут являться:

- разница между доходами федерального бюджета, формирующими Стабилизационный фонд, при базовой цене на нефть и базовой цене, уменьшенной на 1 доллар США за баррель;

- экономия на процентных платежах при досрочном погашении государственного внешнего долга.

Кроме того, Правительство РФ вправе предусматривать дополнительные ассигнования на увеличение объема Фонда (например, в случае, если прогнозируемый на следующий год объем Фонда не покрывает обязательств по принятым проектам).

Годовой объем Фонда определяется в расчете на очередной финансовый год. При этом годовой объем Фонда увеличивается на сумму переходящих остатков Фонда.

Согласно одобренному Правительством Российской Федерации перспективному финансовому плану на 2006-2008 годы, годовой объем Фонда в 2006 году составит 69,7 млрд. рублей, в 2007 году - 76,3 млрд. рублей, а в 2008 – 73,2 млрд. рублей.

Государственная поддержка в рамках Инвестиционного фонда будет оказываться в следующих формах :

а) софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта, в том числе разработки проектной документации;

б) направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

в) предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

В целях разделения рисков между государством и частным сектором Положением об Инвестиционном фонде предусмотрено, что участие частного сектора в проекте должно быть не менее 25%, а государственные гарантии могут покрывать не более 60% предоставляемых кредитов.

Отбор инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки за счет Фонда будет производиться по качественным и количественным критериям.

Качественные критерии отбора инвестиционных проектов:

- cоответствие приоритетам программы на среднесрочную перспективу;

- наличие частного партнера;

- невозможность реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки;

- превышение минимальной сметной стоимости инвестиционного проекта (5 млрд. рублей);

- наличие положительных социальных эффектов;

- наличие положительного заключения инвестиционного консультанта.

Количественные критерии отбора инвестиционных проектов включают в себя критерии экономической, финансовой и бюджетной эффективности.

Методика расчета показателей и применения указанных критериев будет утверждена совместным приказом Минэкономразвития России и Минфина России.

Одним из качественных критериев отбора является наличие положительного заключения по инвестиционному проекту инвестиционного консультанта.

Инвестиционный консультант – организация любой формы собственности (крупный инвестиционный банк) с мировым именем, удовлетворяющая изложенным в Положении критериям.

Выбор инвестиционного консультанта осуществляется инициатором проекта на основании:

- критерия профессионализма и опыта работы;

- критерия опыта работы на российском рынке;

- критерия финансовой устойчивости.

Инвестиционный консультант не должен быть аффилированным лицом существующего или будущего инвестора данного инвестиционного проекта.

Отбор инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку за счет Фонда проводится в несколько этапов:

  1. Инициатор проекта (любая организация или орган власти любого уровня) формирует перечень документов, предусмотренных Положением об Инвестиционном фонде для подачи заявки на реализацию проекта. В том числе должно быть получено заключение инвестиционного консультанта на проект, а также заключение соответствующего федерального министерства.
  2. Пакет документов направляется в Минэкономразвития России и передается в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами для проведения анализа соответствия документов необходимым требованиям, а также качественным и количественным критериям.
  3. Инвестиционная комиссия рассматривает инвестиционные проекты и принимает решение о соответствии проектов критериям отбора.
  4. По результатам заседания Инвестиционной комиссии в Минэкономразвития России оформляется ряд документов, в том числе паспорт инвестиционного проекта, содержащий основные параметры инвестиционного проекта, и проект инвестиционного соглашения.
  5. Инвестиционные проекты и заявки на разработку проектной документации, прошедшие отбор, передаются в Правительственную комиссию. Комиссия на заседании рассматривает перечень инвестиционных проектов и заявок на разработку проектной документации, прошедших отбор, и принимает решение о предоставлении государственной поддержки за счет Фонда либо об отказе в предоставлении государственной поддержки. Сформированный перечень инвестиционных проектов передается в Правительство Российской Федерации.

Правительство утверждает своим распоряжением Перечень и паспорта инвестиционных проектов.

После утверждения Перечня проектов заключаются:

- инвестиционные соглашения между ответственным исполнителем (профильным федеральным агентством) и инвестором;

- в случае предоставления гарантий – договоры поручительства между заемщиком и кредитором, а также между Минфином России и кредитором.

Мониторинг и контроль над ходом реализации инвестиционных проектов будет осуществляться Минэкономразвития России при поддержке Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ежеквартальные (ежегодные) отчеты о ходе реализации инвестиционных проектов будут публиковаться на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет по адресу www.economy.gov.ru

/Министерство экономического развития и торговли РФ, 17.03.06/