М.ГРЮНЕВАЛЬД
Фраунгофер Менеджмент Гезельшафт



1. ВСТУПЛЕНИЕ



Научно-технические организации (НТО) - один из многочисленных видов организаций, действующих в области исследований и передачи технологий, были организованы для обеспечения поддержки всего промышленного сектора, прежде всего в целях коллективного исследования.
Комиссия Европейского Сообщества определяет НТО как научно-технические организации, которые осуществляют поддержку научно-исследовательской деятельности клиентов и распространяют новые технологии, чья деятельность включает более двух направлений из указанных ниже:
- прикладные исследования;
- сертификация, измерения и стандарты;
- информация, консультации и обучение;


Это определение исключает университеты и общественные исследовательские центры, которые концентрируют свою деятельность на исследованиях, а не передаче технологий. Полностью частные предприятия, как компании контрактного исследования, также не являются НТО в целях данного исследования.
Определение включает множество организаций в Европе, большинство из них в настоящее время пребывают в состоянии радикальных изменений. Быстрые изменения в технических, экономических и политических условиях заставляют их приспосабливать свою деятельность к новым критериям для достижения успеха.

2. РЕСУРСЫ НТО В ЕВРОПЕЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ


2.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НТО


В Европе НТО существуют в различных секторах экономики: текстильном, сталепрокатном, строительном, производстве строительных материалов, химическом и механическом, электронике, пищевой промышленности, здравоохранении, охране окружающей среды и т.д. Не во всех странах есть НТО во всех областях - во Франции и Бельгии нет НТО в химической промышленности и здравоохранении, но некоторые отрасли промышленности представлены во всех странах, например, строительство.
НТО в Европе занимаются двумя различными видами деятельности - коллективным и контрактным, а именно:


- коллективные (46%) или контрактные (19%) НТО
- техническая поддержка путем распространения информации и поддержки клиентов (14%)2
- начальное и дальнейшее обучение (9%)2
- стандартизация и сертификация: сертификация компаний, соответствие стандартам качества, сертификация продукта, сертификация агентов (12%)2


Виды НТО в каждой из указанных областей различны в разных странах. Каждая страна-участница применяет различный подход: в Германии 80% работ членов AIF (Объединения промышленных исследовательских ассоциаций) являются коллективными исследованиями; обучение и стандартизация/сертификация составляют 62% объема деятельности исследовательской работы в Италии, 42% - в Объединенном Королевстве и 55% - в Греции. Техническая поддержка является основой такой деятельности во Франции (40%) и Дании (47% для DTI ).
Деятельность НТО в любой стране может быть разнообразной, в зависимости от индивидуальных особенностей и истории страны.

2.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НТО В ЕВРОПЕ


В 1991 г. общий бюджет 335 НТО в Европе составил 2.2 миллиарда экю, количество сотрудников составило 35.000 человек.
Бюджеты НТО в разных странах различны. Например, общий бюджет НТО в Германии (720 миллионов экю) в два раза превышает бюджет Объединенного Королевства, второго государства - участника (400 миллионов экю). Общий бюджет НТО в некоторых других странах - участницах, где НТО появились сравнительно недавно, относительно мал: 10 млн. экю в Португалии и 5 млн. экю в Греции. НТО также отличаются по количеству сотрудников; от небольшого штата в Бельгии (в среднем 90 сотрудников в НТО) и Франции (в среднем 110 сотрудников) до гораздо большего штата в Нидерландах, где в среднем НТО насчитывает 210 сотрудников и где центры разделены на относительно автономные структуры.
Анализ размеров НТО по отношению к общему национальному продукту в стране также выявляет значительные отличия в разных странах. Эти отличия подтверждаются или даже увеличиваются долей НТО в общих расходах (частных и государственных) каждой страны. GERD НТО (валовые расходы на исследования и разработку) составляет 9.4% - в Ирландии, 10.3% - в Дании и 8.5% - в Нидерландах, но всего 4.5% - в Бельгии, 2.5% - в Германии и Объединенном Королевстве и 2% - во Франции.
Значение, которое придается НТО в каждой стране-участнице, является результатом политики, которая имеет тенденцию увеличивать различия между странами. За последние восемь лет общие бюджеты НТО в постоянной валюте значительно увеличились в Германии (+70%) , Дании (+60%) и Италии (+55%), во Франции остались неизменными, и снизились в Нидерландах (-2%) и в Объединенном Королевстве (115%). НТО в Греции и Португалии, организованные в течение последних десяти лет, находятся в процессе быстрого роста.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Приоритеты НТО в различных странах-участницах различаются в процентном отношении для GERD.
- Тенденции НТО за последние восемь лет отражают различные бюджетные подходы: небольшой рост, стагнация, спад.
- НТО являются единственным способом связи исследований с промышленностью. Поэтому их развитие зависит не только от их возможности получения новых ресурсов, но также и от положения, которое они установили в процессе переноса и степени вовлечения государственных органов. Политический приоритет, который каждое государство-участник придает технологическому развитию, также играет роль.

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

НТО в Европе в целом финансируется из трех приблизительно равных источников: общественных фондов (Европейское Сообщество, государство, регион), добровольные и обязательные отчисления и собственные фонды (контракты).
Однако, существуют значительные различия между странами: в частности, в государственном финансировании, которое невелико во Франции (12% общего финансирования НТО) и в Объединенном Королевстве (8%), достаточно большое в Дании (более 40%) и Германии (около 50%) и доминирует в Греции и Португалии (80%), где НТО были учреждены недавно решением правительств.
В странах-участницах, в которых государство предоставляет небольшое финансирование НТО, региональные власти и Европейское Сообщество стараются восполнить разницу. Во Франции и Объединенном Королевстве 80% и 60% всего финансирования, соответственно, предоставляется Европейским Сообществом; однако, в абсолютных цифрах Европейское Сообщество предоставляет равную поддержку равным по величине странам, включая Германию. Основное финансирование в Испании поступает от автономных регионов - Каталонии, Страны Басков и т.д.
Государственное финансирование НТО имеет три основных задачи в большинстве стран:
1) Улучшение экспертизы НТО, способствуя разработке высокоэффективных технологий, которые часто относятся к различным секторам экономики, как, например, электроника и информационные технологии в Институте Фраунгофера.
2) Активная поддержка передачи технологий малым и средним предприятиям (МСП). Например, в Объединенном Королевстве, целью финансирования DTI , предоставляемого НТО, изменилось от технологического развития к передаче технологий к МСП.
3) Более четкое выделение потребности МСП (например, в Бельгии IRSIA запрашивает МСП, консультируют ли их НТО и удовлетворены ли они их услугами).


Определив эти задачи, политики также устанавливают три метода оценки поддержки, предоставляемые НТО: предварительный отбор проектов, отслеживание правительственных проектов и аудиторские проверки НТО, которые проводятся редко.
Хотя правительственные чиновники во многих странах участвуют в заседаниях советов НТО, тенденцией является их участие в стратегическом планировании, если основная часть финансирования предоставляется централизованно от правительства, как в Ирландии EOLAS , DTI в Дании и TNO в Нидерландах.
Интересно отметить, что, несмотря на серьезные различия в уровне и доле финансирования центрального правительства, НТО имеют тенденцию к одинаковым стратегиям, основанным на собственных условиях и истории.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАЦИИ: ФРАУНГОФЕР-ГЕЗЕЛЬШАФТ

Для конкретного примера более подробно будет представлено предприятие Фраунгофер-Гезельшафт.

4.1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


Фраунгофер-Гезельшафт является лидирующей организацией прикладного исследования в Германии, а также в Европе. Она руководит 47 научно-исследовательскими институтами и 37 отделениями, число сотрудников которых составляет около 8.000, большинство из которых ученые и инженеры. Объем исследований на 1996 г. составил более миллиона немецких марок; более двух третей этой суммы получено от контрактов с промышленными предприятиями и государственного сектора (более 59% промышленного финансирования поступает от малых и средних предприятий).
Значимость международной деятельности повышается. Кроме сотрудничества с многочисленными компаниями и научно-исследовательскими учреждениями в Европе, Фраунгофер-Гезельшафт управляет Центрами ресурсов и исследовательскими центрами в Соединенных Штатах. В 1990 г. был учрежден филиал Фраунгофер-Менеджмент-Гезельшафт.

4.2 ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ


Фраунгофер-Гезельшафт проводит исследования в следующих областях прикладной науки:
- технология материалов и компонентов;
- технология производства;
- информационная и коммуникационная технология;
- микроэлектроника, технология микросистем;
- сенсорные системы, технологии измерения и тестирования;
- процессы машиностроения;
- технология энергетики и строительства, исследования здравоохранения и окружающей среды;
- технические и экономические исследования, передача информации.

4.3 КЛИЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Фраунгофер-Гезельшафт проводит исследования по поручению промышленности, а также общественного сектора экономики.

- Исследования, заказанные промышленными компаниями, для поиска технических и организационных решений до их практического осуществления. Когда требуются системные решения, сотрудничают несколько институтов Фраунгофер.
- Исследования, заказанные Федеральным и региональным правительствами, состоят из стратегических исследовательских проектов, направленных на продвижение важнейших и ключевых технологий и инноваций в области общественных интересов, например, охрана окружающей среды, энергетика и здравоохранение. Фраунгофер-Гезельшафт участвует в программах, спонсируемых Европейским Союзом, которые служат увеличению конкурентных возможностей Европейских компаний.

4.4 СПЕКТР ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ


Фраунгофер-Гезельшафт разрабатывает продукты и процессы до их практического внедрения. Решения подгоняются к индивидуальным требованиям путем прямых контактов с клиентами. Если это требуется, несколько институтов Фраунгофер сотрудничают в разработке комплексных системных решений. Предоставляются следующие услуги:
- Оптимизация продукта, разработка прототипов (моделей), оптимизация техники процессов и разработка новых процессов.
- Поддержка при внедрении новых технологий, организационных и эксплуатационных методов путем:
- испытаний в демонстрационных центрах, оборудованных современной техникой;
- обучения сотрудников в помещении компании-подрядчика;
- последующие услуги и поддержка после внедрения новых процессов и продуктов.
- Технические консультации в форме:
- технико-экономических обоснований;
- маркетинговых исследований;
- анализа тенденций;
- эко - аудитов;
- расчетов экономической рентабельности.
- Дополнительные услуги:
- информация по доступности финансовой поддержки, в частности, для малых и средних компаний;
- сертификация и аттестация качества и безопасности.

4.5 ПРЕИМУЩЕСТВА КОНТРАКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Сотрудничество всех институтов Фраунгофера предоставляет в распоряжение клиентов большое количество специалистов и широкие возможности экспертизы. Единые стандарты качества и профессиональный менеджмент проектов, применяемые каждым институтом, гарантирует надежные результаты по всем заказанным исследованиям. Лаборатории, оснащенные современной техникой, объединяя усилия в Фраунгофер-Гезельшафт, привлекательны для компаний любого размера и любых отраслей промышленности. Кроме использования надежной объединенной исследовательской сети, дорогостоящее основное исследование, которое предваряет любую работу по практическому применению, представляет инвестиции капитала Фраунгофер-Гезельшафт в совместные предприятия с клиентами, которые таким образом приобретают существенные экономические преимущества.