М.ГРЮНЕВАЛЬД Фраунгофер Менеджмент Гезельшафт 1. ВСТУПЛЕНИЕ Научно-технические организации (НТО) - один из многочисленных видов организаций, действующих в области исследований и передачи технологий, были организованы для обеспечения поддержки всего промышленного сектора, прежде всего в целях коллективного исследования. Комиссия Европейского Сообщества определяет НТО как научно-технические организации, которые осуществляют поддержку научно-исследовательской деятельности клиентов и распространяют новые технологии, чья деятельность включает более двух направлений из указанных ниже: - прикладные исследования; - сертификация, измерения и стандарты; - информация, консультации и обучение; Это определение исключает университеты и общественные исследовательские центры, которые концентрируют свою деятельность на исследованиях, а не передаче технологий. Полностью частные предприятия, как компании контрактного исследования, также не являются НТО в целях данного исследования. Определение включает множество организаций в Европе, большинство из них в настоящее время пребывают в состоянии радикальных изменений. Быстрые изменения в технических, экономических и политических условиях заставляют их приспосабливать свою деятельность к новым критериям для достижения успеха. 2. РЕСУРСЫ НТО В ЕВРОПЕЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ 2.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НТО В Европе НТО существуют в различных секторах экономики: текстильном, сталепрокатном, строительном, производстве строительных материалов, химическом и механическом, электронике, пищевой промышленности, здравоохранении, охране окружающей среды и т.д. Не во всех странах есть НТО во всех областях - во Франции и Бельгии нет НТО в химической промышленности и здравоохранении, но некоторые отрасли промышленности представлены во всех странах, например, строительство. НТО в Европе занимаются двумя различными видами деятельности - коллективным и контрактным, а именно: - коллективные (46%) или контрактные (19%) НТО - техническая поддержка путем распространения информации и поддержки клиентов (14%)2 - начальное и дальнейшее обучение (9%)2 - стандартизация и сертификация: сертификация компаний, соответствие стандартам качества, сертификация продукта, сертификация агентов (12%)2 Виды НТО в каждой из указанных областей различны в разных странах. Каждая страна-участница применяет различный подход: в Германии 80% работ членов AIF (Объединения промышленных исследовательских ассоциаций) являются коллективными исследованиями; обучение и стандартизация/сертификация составляют 62% объема деятельности исследовательской работы в Италии, 42% - в Объединенном Королевстве и 55% - в Греции. Техническая поддержка является основой такой деятельности во Франции (40%) и Дании (47% для DTI ). Деятельность НТО в любой стране может быть разнообразной, в зависимости от индивидуальных особенностей и истории страны. 2.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НТО В ЕВРОПЕ В 1991 г. общий бюджет 335 НТО в Европе составил 2.2 миллиарда экю, количество сотрудников составило 35.000 человек. Бюджеты НТО в разных странах различны. Например, общий бюджет НТО в Германии (720 миллионов экю) в два раза превышает бюджет Объединенного Королевства, второго государства - участника (400 миллионов экю). Общий бюджет НТО в некоторых других странах - участницах, где НТО появились сравнительно недавно, относительно мал: 10 млн. экю в Португалии и 5 млн. экю в Греции. НТО также отличаются по количеству сотрудников; от небольшого штата в Бельгии (в среднем 90 сотрудников в НТО) и Франции (в среднем 110 сотрудников) до гораздо большего штата в Нидерландах, где в среднем НТО насчитывает 210 сотрудников и где центры разделены на относительно автономные структуры. Анализ размеров НТО по отношению к общему национальному продукту в стране также выявляет значительные отличия в разных странах. Эти отличия подтверждаются или даже увеличиваются долей НТО в общих расходах (частных и государственных) каждой страны. GERD НТО (валовые расходы на исследования и разработку) составляет 9.4% - в Ирландии, 10.3% - в Дании и 8.5% - в Нидерландах, но всего 4.5% - в Бельгии, 2.5% - в Германии и Объединенном Королевстве и 2% - во Франции. Значение, которое придается НТО в каждой стране-участнице, является результатом политики, которая имеет тенденцию увеличивать различия между странами. За последние восемь лет общие бюджеты НТО в постоянной валюте значительно увеличились в Германии (+70%) , Дании (+60%) и Италии (+55%), во Франции остались неизменными, и снизились в Нидерландах (-2%) и в Объединенном Королевстве (115%). НТО в Греции и Португалии, организованные в течение последних десяти лет, находятся в процессе быстрого роста. Таким образом, можно сделать следующие выводы: - Приоритеты НТО в различных странах-участницах различаются в процентном отношении для GERD. - Тенденции НТО за последние восемь лет отражают различные бюджетные подходы: небольшой рост, стагнация, спад. - НТО являются единственным способом связи исследований с промышленностью. Поэтому их развитие зависит не только от их возможности получения новых ресурсов, но также и от положения, которое они установили в процессе переноса и степени вовлечения государственных органов. Политический приоритет, который каждое государство-участник придает технологическому развитию, также играет роль. 3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НТО в Европе в целом финансируется из трех приблизительно равных источников: общественных фондов (Европейское Сообщество, государство, регион), добровольные и обязательные отчисления и собственные фонды (контракты). Однако, существуют значительные различия между странами: в частности, в государственном финансировании, которое невелико во Франции (12% общего финансирования НТО) и в Объединенном Королевстве (8%), достаточно большое в Дании (более 40%) и Германии (около 50%) и доминирует в Греции и Португалии (80%), где НТО были учреждены недавно решением правительств. В странах-участницах, в которых государство предоставляет небольшое финансирование НТО, региональные власти и Европейское Сообщество стараются восполнить разницу. Во Франции и Объединенном Королевстве 80% и 60% всего финансирования, соответственно, предоставляется Европейским Сообществом; однако, в абсолютных цифрах Европейское Сообщество предоставляет равную поддержку равным по величине странам, включая Германию. Основное финансирование в Испании поступает от автономных регионов - Каталонии, Страны Басков и т.д. Государственное финансирование НТО имеет три основных задачи в большинстве стран: 1) Улучшение экспертизы НТО, способствуя разработке высокоэффективных технологий, которые часто относятся к различным секторам экономики, как, например, электроника и информационные технологии в Институте Фраунгофера. 2) Активная поддержка передачи технологий малым и средним предприятиям (МСП). Например, в Объединенном Королевстве, целью финансирования DTI , предоставляемого НТО, изменилось от технологического развития к передаче технологий к МСП. 3) Более четкое выделение потребности МСП (например, в Бельгии IRSIA запрашивает МСП, консультируют ли их НТО и удовлетворены ли они их услугами). Определив эти задачи, политики также устанавливают три метода оценки поддержки, предоставляемые НТО: предварительный отбор проектов, отслеживание правительственных проектов и аудиторские проверки НТО, которые проводятся редко. Хотя правительственные чиновники во многих странах участвуют в заседаниях советов НТО, тенденцией является их участие в стратегическом планировании, если основная часть финансирования предоставляется централизованно от правительства, как в Ирландии EOLAS , DTI в Дании и TNO в Нидерландах. Интересно отметить, что, несмотря на серьезные различия в уровне и доле финансирования центрального правительства, НТО имеют тенденцию к одинаковым стратегиям, основанным на собственных условиях и истории. 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАЦИИ: ФРАУНГОФЕР-ГЕЗЕЛЬШАФТ Для конкретного примера более подробно будет представлено предприятие Фраунгофер-Гезельшафт. 4.1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Фраунгофер-Гезельшафт является лидирующей организацией прикладного исследования в Германии, а также в Европе. Она руководит 47 научно-исследовательскими институтами и 37 отделениями, число сотрудников которых составляет около 8.000, большинство из которых ученые и инженеры. Объем исследований на 1996 г. составил более миллиона немецких марок; более двух третей этой суммы получено от контрактов с промышленными предприятиями и государственного сектора (более 59% промышленного финансирования поступает от малых и средних предприятий). Значимость международной деятельности повышается. Кроме сотрудничества с многочисленными компаниями и научно-исследовательскими учреждениями в Европе, Фраунгофер-Гезельшафт управляет Центрами ресурсов и исследовательскими центрами в Соединенных Штатах. В 1990 г. был учрежден филиал Фраунгофер-Менеджмент-Гезельшафт. 4.2 ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ Фраунгофер-Гезельшафт проводит исследования в следующих областях прикладной науки: - технология материалов и компонентов; - технология производства; - информационная и коммуникационная технология; - микроэлектроника, технология микросистем; - сенсорные системы, технологии измерения и тестирования; - процессы машиностроения; - технология энергетики и строительства, исследования здравоохранения и окружающей среды; - технические и экономические исследования, передача информации. 4.3 КЛИЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Фраунгофер-Гезельшафт проводит исследования по поручению промышленности, а также общественного сектора экономики. - Исследования, заказанные промышленными компаниями, для поиска технических и организационных решений до их практического осуществления. Когда требуются системные решения, сотрудничают несколько институтов Фраунгофер. - Исследования, заказанные Федеральным и региональным правительствами, состоят из стратегических исследовательских проектов, направленных на продвижение важнейших и ключевых технологий и инноваций в области общественных интересов, например, охрана окружающей среды, энергетика и здравоохранение. Фраунгофер-Гезельшафт участвует в программах, спонсируемых Европейским Союзом, которые служат увеличению конкурентных возможностей Европейских компаний. 4.4 СПЕКТР ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ Фраунгофер-Гезельшафт разрабатывает продукты и процессы до их практического внедрения. Решения подгоняются к индивидуальным требованиям путем прямых контактов с клиентами. Если это требуется, несколько институтов Фраунгофер сотрудничают в разработке комплексных системных решений. Предоставляются следующие услуги: - Оптимизация продукта, разработка прототипов (моделей), оптимизация техники процессов и разработка новых процессов. - Поддержка при внедрении новых технологий, организационных и эксплуатационных методов путем: - испытаний в демонстрационных центрах, оборудованных современной техникой; - обучения сотрудников в помещении компании-подрядчика; - последующие услуги и поддержка после внедрения новых процессов и продуктов. - Технические консультации в форме: - технико-экономических обоснований; - маркетинговых исследований; - анализа тенденций; - эко - аудитов; - расчетов экономической рентабельности. - Дополнительные услуги: - информация по доступности финансовой поддержки, в частности, для малых и средних компаний; - сертификация и аттестация качества и безопасности. 4.5 ПРЕИМУЩЕСТВА КОНТРАКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сотрудничество всех институтов Фраунгофера предоставляет в распоряжение клиентов большое количество специалистов и широкие возможности экспертизы. Единые стандарты качества и профессиональный менеджмент проектов, применяемые каждым институтом, гарантирует надежные результаты по всем заказанным исследованиям. Лаборатории, оснащенные современной техникой, объединяя усилия в Фраунгофер-Гезельшафт, привлекательны для компаний любого размера и любых отраслей промышленности. Кроме использования надежной объединенной исследовательской сети, дорогостоящее основное исследование, которое предваряет любую работу по практическому применению, представляет инвестиции капитала Фраунгофер-Гезельшафт в совместные предприятия с клиентами, которые таким образом приобретают существенные экономические преимущества. |