Об истории ОЭЗ в Российской Федерации


Что такое вообще свободные экономические зоны, какие есть типы зон, зачем они создаются, и в чем заключаются различия между странами в возможностях создания зон?

Скорее всего, у любого человека, который занимался этой проблемой, возникает вопрос, а чем отличаются особые экономические зоны от свободных экономических зон. Ответ – ничем не отличаются. Некоторые авторы в научной литературе пытаются находить какие-то различия между свободными и особыми экономическими зонами, но, по сути, они все же ничем не отличаются. И надо сказать, что в первоначальной версии закон об особых экономических зонах назывался законом о свободных экономических зонах.

Свободные экономические зоны бывают разных типов. Бывают торговые свободные экономические зоны или зоны свободной торговли, причем бывают разные их виды. Основная цель создания этих зон – стимулирование торговли. Эти зоны основываются на предоставлении предпринимателям внешнеторговых льгот.

Второй тип зон – разные виды производственных зон с самой разнообразной их специализацией. Это могут быть и импорто-ориентированные зоны и экспорто-ориентированные , но в любом случае эти зоны создаются для того, чтобы стимулировать развитие реального сектора экономики, стимулировать развитие промышленности.

Третий тип зон – технико-внедренческие зоны. В их отношении тоже существует огромная путаница в терминологии. Бывает, что их называют «бизнес-инкубаторами », « технопарками », «технополисами ». Когда писался закон, был принят на вооружение термин «технико-внедренческие зоны».

Технико-внедренческие зоны также бывают разных видов. Бывают собственно бизнес-инкубаторы, бывают зоны, занимающие несколько квадратных километров, и в этом отношении они очень схожи с производственными зонами, бывают наукограды и технополисы – скопления наукоградов . Т.е. технико-внедренческие зоны бывают очень разные по размерам и в зависимости от этого они по-разному называются. Но суть технико-внедренческих зон одна – развитие не просто промышленности, а промышленности высоких технологий.

И, наконец, четвертый тип зон – сервисные зоны. Они тоже бывают очень разными, и один из подтипов сервисных зон – это оффшоры. Это такой тип зон, в котором разрешается регистрация предприятий, но при этом фактическая деятельность компании в этой зоне не предполагается, предприятиям предоставляются определенные льготы по уплате налогов в бюджеты тех регионов, где предприятия регистрируются, либо оффшором может быть даже целая страна. Такие зоны в мире создаются специально для того, чтобы привлечь деньги в бюджеты. Как правило, и даже чаще всего предприятия, которые работают в стране-оффшоре, права пользоваться налоговыми льготами не получают. Т.е. оффшор никогда не создается для своих, он создается только для чужих. И, как правило, страна предоставляет связанные с оффшором услуги. Это могут быть и банковские услуги, и какие угодно другие.

Когда писался закон о свободных экономических зонах, естественно встал вопрос о том, какие типы зон должны быть в этом законе прописаны. Потому что эти зоны различаются не только по целям создания, но и по тем предприятиям, которые в них привлекаются.

Различаются особые экономические зоны и по набору предоставляемых предприятиям льгот. В свободных торговых зонах предоставляются таможенные льготы. Помимо таможенных, естественно, существуют налоговые льготы, они предоставляются во всех типах зон, за исключением свободных торговых. Есть финансовые льготы. Это либо льготы по оплате ЖКХ, особенно если речь идет о бизнес-инкубаторах. Либо это льготная аренда – льготная по сравнению со сложившимся уровнем в стране, в регионе и т.д. Либо это непосредственно инвестиционные субсидии предприятиям, т.е. это те средства, которые даются из федерального или из регионального бюджетов на реализацию инвестиционных проектов. И, наконец, четвертый тип льгот – это так называемые административные льготы. Они подразумевают предоставление разного рода льгот, упрощающих процедуры ведения бизнеса.

К административным относят и льготы, связанные с упрощенным визовым режимом. Очень во многих странах в свободных экономических зонах или в особых экономических зонах предоставляется целый набор льгот, связанных именно с упрощением визового режима. Это отсутствие регистрации иностранных граждан, упрощенный порядок получения визы, в каких-то случаях может быть и вообще безвизовый въезд. Таковы основные четыре типа льгот.

Первые свободные экономические зоны были созданы еще во времена Советского Союза в конце 1990-начале 1991 года. Соответственно, это были еще решения Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Несмотря на то, что неоднократно предпринимались попытки принять закон о свободных экономических зонах, он так и не был принят. Последняя попытка была в 2000 году, президент наложил вето на тот закон. В итоге зоны создавались разного рода постановлениями Правительства, указами Президента.

Эксперты  насчитывают где-то порядка 20 свободных экономических зон. Естественно, что львиная доля этих зон практически не функционировала. Известно, что более или менее была "жива", по крайней мере, до середины 90-х годов Находка, фактически действовала свободная экономическая зона в Калининградской области, может быть, действует в Магадане. Насчет остальных зон ничего неизвестно, скорее всего, они "мертвы" и реально не действуют.

Какие изменения принес новый закон об ОЭЗ?

Во-первых, было принято решение ограничиться только двумя типами зон – промышленно-производственными и технико-внедренческими, исходя из того, что государство должно тратить свои силы и средства на стимулирование того, что стране действительно нужно. Активизация торговли – не столь актуальная проблема для России, поэтому от свободных торговых зон решили отказаться. Что касается сервисных зон, идея их создания была, и очень часто предлагалось создание либо банковских центров, либо рекреационных зон, но на самом деле их конкурентоспособность – это очень спорный момент.

Было решено прописать, что далеко не все предприятия промышленности могут быть допущены в промышленно-производственные зоны. Было решено исключить предприятия сырьевых отраслей. Т.е. предполагается, что в свободные экономические зоны не будут привлекаться предприятия черной металлургии, топливной промышленности, нефтепереработки. Не будет привлекаться туда производство ряда подакцизных товаров, например, производство табака, вина, водки. Естественно, не будет никакого производства вооружения и военной техники.

Предприятия сферы услуг на территорию зоны должны допускаться только в тех масштабах, в каких это необходимо для обслуживания промышленных предприятий. Это могут быть компании, которые занимаются уборкой помещений, охраной, общественным питанием и т.д., но не более того.

Чем отличаются технико-внедренческие зоны от промышленно-производственных? Технико-внедренческие зоны, во-первых, бывают меньше по размерам. Бывает, что они создаются в отдельном здании.

Если речь идет о создании ОЭЗ в отдельном здании, предполагается, что это зона для малого бизнеса. Т.е. это здание, построенное государством, в котором в аренду будут сдаваться площади малым фирмам, которые будут, в том числе, совместно пользоваться инфраструктурой этого здания.

Естественно, что технико-внедренческие зоны требуют инфраструктуры более высокого уровня, особенно если речь идет, допустим, о фирмах, которые связаны с компьютерами, с программированием – для них нужен высокий уровень связи. В технико-внедренческих зонах может предоставляться дополнительный набор льгот, например, по льготной аренде помещений в бизнес-инкубаторе.

Следующий и очень принципиальный момент проекта закона об особых экономических зонах. Этот закон будет предусматривать, что просто так свободная экономическая зона по чьему-то желанию создана быть не может. Т.е. законопроект ограничивает возможность создания свободных экономических зон, ограничивает их число. Как сейчас построена система? Регион у себя разрабатывает некий проект федерального закона о свободной экономической зоне. Когда хочет, подает проект в ГД, и начинается процедура рассмотрения этого проекта закона.

После создания ОЭЗ необходимо ответить на вопрос, как этой зоной управлять. Как создавать администрацию зоны, и что она вообще должна из себя представлять. С функциями администрации более или менее все понятно. Администрация должна взять на себя в первую очередь обязанности по созданию инфраструктуры, т.е. это должен быть некий орган, который будет следить за тем, как идет строительство инфраструктуры. В дальнейшем администрация должна следить за соблюдением требований закона об особых экономических зонах.

Следующая группа вопросов, на которые должны быть ответы. Как пускать на территорию зоны предприятия? Кого пускать? Как регистрировать предприятия? Недавно был принят новый закон о регистрации юридических лиц, он вполне приемлем и для особых экономических зон. Скорее всего, этот закон и будет действовать в зонах, порядок регистрации в упрощении не нуждается. Наоборот, в данном случае необходимо ужесточение требований, которые предъявляются к предпринимателям. Ужесточение это связано с тем, что если предоставлять налоговые льготы, то надо контролировать целевое использование этих льгот. Поэтому было принято решение, что регистрация в качестве резидента ОЭЗ будет давать право на деятельность только на территории особой экономической зоны. Если предприниматель захочет действовать за пределами особой экономической зоны, он должен будет пройти регистрацию где-то еще, но уже не как резидент особой экономической зоны. Предприниматель сможет пользоваться всеми налоговыми льготами зоны, только если он будет действовать внутри этой зоны. То есть за пределами зоны регистрация действовать не будет. Сделки, совершенные за пределами зоны будут считаться ничтожными. Для упрощения администрирования налоговых льгот необходимо решение о том, что регистрация будет возможна только в том подразделении Министерства по налогам и сборам, которое будет обслуживать особую экономическую зону. То есть где угодно в России зарегистрироваться в качестве резидента зоны будет нельзя.

Следующий вопрос, который должны быть решен в законе об особых экономических зонах – это вопрос о том, какие льготы предоставлять предприятиям. Было решено использовать три типа льгот: таможенные льготы, налоговые льготы, административные льготы.

Что предполагается в законе? Предполагается упрощенный порядок согласования разрешительной проектной документации, т.е. ограничение максимальных сроков согласования 30 или 60 днями. Предполагается полная отмена лицензирования. Это спорный вопрос, но, тем не менее, он обсуждался. Третья предлагаемая административная льгота – это ограничение числа проверок предприятий контрольными органами, за исключением налоговых и таможенных. Было принято решение, причем, основываясь на результатах опросов предпринимателей, разрешить проведение только комплексных проверок, только один раз в год и продолжительностью не более двух недель. Т.е. контрольные органы будут иметь право придти на предприятие только все вместе, только один раз в год и только на две недели. Если в ходе проверки нарушения не будут найдены, то больше в течение года контрольные органы придти на предприятие не будут иметь права. Если нарушение обнаружится, то будет повод для повторной проверки, хотя можно регламентировать и ее сроки.

Самый интересный и животрепещущий вопрос – это вопрос о налоговых льготах. Вполне естественны и очевидны опасения Минфина по поводу превращения особых экономических зон в очередные оффшоры, как это часто у нас бывало. Особенно часто это происходило в регионах, когда региональные власти предоставляли налоговые льготы при регистрации предприятий, эти предприятия в таких регионах реально не работали, но налоги платили в региональный бюджет, а не по месту своей фактической деятельности. Что было придумано, чтобы каким-то образом избежать превращения особых экономических зон в оффшоры? Прежде всего, требования – действие предприятия только на территории особой экономической зоны, особый порядок регистрации. Но, кроме того, налоговые льготы будут предоставляться только при соблюдении определенных условий.

Первое условие – это раздельный учет доходов и расходов, связанных с производством продукции и ее реализацией на территории особой экономической зоны, и доходов и расходов от всех других видов деятельности. Одним из вариантов был вообще запрет на какую-либо деятельность, не связанную с производством товаров в особой экономической зоне. То есть если предприятие имеет хоть один источник доходов, не связанный с производством товаров, например, предоставляет кому-то кредит, то оно лишается всех налоговых льгот. Административные льготы сохраняются, предприятие может продолжать пользоваться инфраструктурой – из зоны его никто не выгонит, но никаких налоговых льгот оно не получает. Был принят все-таки более мягкий вариант – названный обязательный раздельный учет доходов и расходов. Льготы, естественно, будут предоставляться только по доходам от производства продукции на территории особой экономической зоны.

Следующее условие – это запрет на розничную торговлю.

Еще одно условие, возможно, в какой-то степени дублирующее требования, касающиеся регистрации, но, тем не менее, в законе присутствующее, заключается в том, что вся материально-техническая база компаний должна находиться только на территории ОЭЗ и что по крайней мере 90% среднесписочной численности должны находится также на территории особой экономической зоны.

Следующее условие – это отсутствие факта реорганизации каких-либо других организаций. Возможна ситуация, когда на территории ОЭЗ будет создана компания, которая воспользуется налоговыми льготами, а потому будет реорганизована и будет вновь претендовать на налоговые льготы. На это и введен запрет.

Следующий вопрос. Коль скоро предоставляются налоговые льготы, в каких масштабах их предоставлять, какими должны быть параметры налоговых льгот? По каким налогам должны предоставляться льготы, на сколько должны снижаться ставки налогов? Предлагалось множество вариантов, но есть положения, по которым достигли единогласного мнения. Льготы могут предоставляться только по налогам на прибыль и имущество предприятий. Уже действующие участники технико-внедренческих зон говорили о том, что очень неплохо было бы предоставить льготы по единому социальному налогу и вообще по социальным платежам. Предложение вполне понятное. В технико-внедренческих зонах уровень заработной платы работников всегда выше – понятно, что интеллектуальный труд оплачивается выше. И львиная доля затрат в фирмах технико-внедренческих зон приходится именно на социальные платежи. Но было принято решение, что все-таки льготы по социальным платежам желательны: поскольку социальными благами, оказываемыми государством, пользуются работники зон, от этих платежей освобождать нельзя.





По материалам www.crj.ru