Специфика организации предпринимательской деятельности крупных, средних и мелких фирм в условиях новой экономической парадигмы, основанной на инновациях
Как показывает история развития экономики ХХ - начала XXI столетий, полное
вытеснение с рынка фирм какого-либо типа невозможно, поскольку человеческие
потребности только возрастают. Компании разного типа не просто сосуществуют
рядом друг с другом, но и постоянно создают угрозу друг для друга. В условиях
инновационной экономики этот фактор становится доминирующим, поскольку любая
фирма получает преимущества независимо от ее размеров.
Остановимся более подробно на преимуществах крупных фирм в освоении новой продукции
и технологии для которых характерно:
Действие эффекта масштаба в процессе хозяйственной деятельности крупных
производств. Новый товар сразу можно производить в больших количествах, а,
следовательно, охватить большую долю рынка.
Изобретения часто требуют колоссальных усилий многочисленных коллективов
и крупной материально-технической базы для проведения исследований. Издержки
на освоение инноваций могут многократно превысить стоимость инновационного
проекта, вследствие чего лишь фирмы, обладающие финансовой мощью, могут довести
разработку крупных инноваций до конца.
Только крупные фирмы могут себе позволить многоцелевые исследования. Научные
лаборатории в таких фирмах имеют возможность объединить у себя ученых по многим
отраслям знаний для того, чтобы предпринимаемая попытка решения многогранной
проблемы не провалилась из-за недостатка знаний в каком-либо направлении науки.
Преимущество крупных фирм в ведении НИОКР заключается также в том, что они
в состоянии объединить различные подходы и попытки решения основной задачи.
К развитию концентрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских
разработок приводит стремление фирмы ослабить зависимость своих подразделений
от успеха или неудачи отдельного нововведения.
Ведущая роль крупной фирмы в освоении новой продукции и технологии заключается
и в том, что в современных условиях именно такая фирма получает преимущества
на решающей, самой капиталоемкой, стадии — в освоении инноваций и подготовке
массового производства, когда зачастую необходимо вводить новые производственные
мощности. Достижение постоянного успеха после появления инноваций на рынке
и возмещение всех затрат на их освоение требуют длительного периода времени.
С другой стороны, крупные предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью,
отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности
и их коммерческое воплощение в рыночном продукте.
Повышение эффективности работы крупных инновационных предприятий происходит
в условиях:
возможности масштабного использования инноваций;
наличия жесткой конкуренции на уже освоенных рынках, требующих крупных
финансовых вложений для продвижения инноваций;
высоких начальных издержек в производстве инновационного продукта;
необходимости использования сложных технических систем, проведения длительных
процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инноваций[1].
Перечисленные преимущества крупных фирм не означают их превосходства в осуществлении
инновационной деятельности. В современных условиях развития рыночной экономики
на Западе крупные фирмы зачастую, чтобы стать более конкурентоспособными, проводят
реструктуризацию, стремясь использовать эффекты малых фирм, а малые предприятия
вступают в широкие альянсы, чтобы получить эффекты масштаба.
Западные исследования демонстрируют, что крупные фирмы получают более высокие
и стабильные прибыли. В то же время они несут большие, чем другие фирмы, финансовые
затраты на научно-технические исследования, рекламу, маркетинг, направляют средства
на капиталовложения.
Статистические данные свидетельствуют о том, что эффективность средней и малой
фирмы, занимающейся НИОКР, чаще бывает намного выше, чем крупной организации
при освоении нововведения, которое не требует значительных средств и больших
коллективов: небольшая группа специалистов может его провести без использования
сложного и дорогостоящего исследовательского оборудования.
Успех мелкого бизнеса можно объяснить следующими причинами:
Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих
случаях небольшие фирмы могутконкурировать с крупными концернами даже со своими
довольно скудными ресурсами, работая в определенном направлении. Они занимаются
разработкой и освоением инноваций в тех областях, которые могут быть для крупного
бизнеса или неперспективными, или слишком рискованными.
Малые фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку
при выпуске принципиально новой продукции снижается роль крупных лабораторий
с устоявшимися направлениями исследований (такие коллективы труднее переключить
на оригинальное открытие).
Удельные затраты на НИОКР у малых фирм, использующих высокие технологии,
нередко в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных корпораций,
что способствует их более быстрому и эффективному появлению на рынке с нововведением.
Изобретательским группам в малых фирмах иногда приходится работать в областях,
где исследователи не являются профессионалами, так как небольшая фирма не
может держать специалистов по многим отраслям знаний, а это порой способствует
появлению новых оригинальных идей и нового подхода к решению проблем, слишком
привычных для специалистов.
Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать
определенное положение. Им не приходится опасаться, что внедрение нововведения
может снизить цену на уже освоенный и завоевавший положение на рынке продукт
и не позволит окупить средства, затраченные на его освоение. Иногда крупные
фирмы не осваивают изобретения, разработанные даже в собственных лабораториях,
ввиду риска получения недостаточно высокой нормы прибыли, которая может не
покрыть потери от морального старения основного капитала концерна.
Небольшие фирмы эффективно управляются благодаря малым размерам.
Малые фирмы поддерживает государство, так как они рассматриваются как олицетворение
национальной предприимчивости.
У малых фирм высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений.
Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, имеют посравнению
с подобными крупными фирмами высокие шансы на получение предпринимательской
прибыли при:
использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;
использовании результатов базисных и пионерных НИОКР в пограничных областях
науки и техники;
возможности прямых контактов с потребителями;
возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР,
приложения их к различным потребностям;
относительной стабильности экономических условий деятельности и устойчивости
цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.[2].
Простота ухода небольшой фирмы с рынка формирует благоприятную обстановку для
возникновения новых компаний.
Стержнем любой современной экономики являются крупные предприятия. В Западной
Европе, Японии или США они формируют от одной трети до половины валового национального
продукта и производят более половины всей промышленной продукции, хотя и составляют
1-2% от общего числа фирм. В основном крупные предприятия специализируются на
массовом выпуске стандартных товаров, что дает возможность фирме создавать эффективное
производство. Основа могущества крупной фирмы – большие производственные и сбытовые
мощности, значительные расходы на науку и технику. Западные исследования демонстрируют,
что крупные фирмы получают более высокие и стабильные прибыли. В то же время
они несут большие, чем другие фирмы, финансовые затраты на научно-технические
исследования, рекламу, маркетинг, направляют средства на капиталовложения.
Благодаря взаимодействию различных видов фирм рынок застрахован от давления
одной группы компаний, неизбежного застоя, завышения цен, снижения качества.
Следовательно, настоящее и будущее экономического развития ведут к сосуществованию
крупных и мелких жизнеспособных фирм на различных рынках, так как:
во-первых, крупные фирмы и мелкие жизнеспособные фирмы нуждаются друг в
друге для обеспечения успешного функционирования собственных производств;
во-вторых, специализация мелких и средних фирм обеспечивает их эффективное
функционирование;
в-третьих, мелкие и средние фирмы могут являться важным источником инноваций
и изобретений.
В условиях кризиса главный удар принимают самые крупные фирмы, лучше всего
приспособленные к тому, чтобы выдержать спад.
Мелкие и средние фирмы более подвержены разорению, но при малейшем улучшении
экономической обстановки могут вновь быстро создаваться. Они также являются
своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике: чутко реагируют на
изменение конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики
в отличие от крупных фирм.
Все сказанное позволяет, на наш взгляд, отметить, что мелкий и средний бизнес
может непосредственно конкурировать с фирмами-гигантами и этому способствует
инновационная деятельность первых. В то же время, если крупная фирма перестает
уделять должное внимание инновационной деятельности, то она теряет свое монопольное
положение в современных условиях научно-технического прогресса. В условиях рыночной
экономики кардинально меняется представление о ведении хозяйственной деятельности,
главной целью которой является завоевание и сохранение монопольного положения
на рынке как основного условия получения максимальной экономической прибыли.
Для осуществления данной задачи в современных условиях основным является не
размер предприятия или его доминирующее положение на рынке - на первый план
выходит инновационный принцип осуществления деятельности предприятия.
[1] Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.:
Экзамен, 2001. – С. 516-517.