Специфика организации предпринимательской деятельности крупных, средних и мелких фирм в условиях новой экономической парадигмы, основанной на инновациях


Как показывает история развития экономики ХХ - начала XXI столетий, полное вытеснение с рынка фирм какого-либо типа невозможно, поскольку человеческие потребности только возрастают. Компании разного типа не просто сосуществуют рядом друг с другом, но и постоянно создают угрозу друг для друга. В условиях инновационной экономики этот фактор становится доминирующим, поскольку любая фирма получает преимущества независимо от ее размеров.

Остановимся более подробно на преимуществах крупных фирм в освоении новой продукции и технологии для которых характерно:

  • Действие эффекта масштаба в процессе хозяйственной деятельности крупных производств. Новый товар сразу можно производить в больших количествах, а, следовательно, охватить большую долю рынка.
  • Изобретения часто требуют колоссальных усилий многочисленных коллективов и крупной материально-технической базы для проведения исследований. Издержки на освоение инноваций могут многократно превысить стоимость инновационного проекта, вследствие чего лишь фирмы, обладающие финансовой мощью, могут довести разработку крупных инноваций до конца.
  • Только крупные фирмы могут себе позволить многоцелевые исследования. Научные лаборатории в таких фирмах имеют возможность объединить у себя ученых по многим отраслям знаний для того, чтобы предпринимаемая попытка решения многогранной проблемы не провалилась из-за недостатка знаний в каком-либо направлении науки.
  • Преимущество крупных фирм в ведении НИОКР заключается также в том, что они в состоянии объединить различные подходы и попытки решения основной задачи. К развитию концентрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок приводит стремление фирмы ослабить зависимость своих подразделений от успеха или неудачи отдельного нововведения.
  • Ведущая роль крупной фирмы в освоении новой продукции и технологии заключается и в том, что в современных условиях именно такая фирма получает преимущества на решающей, самой капиталоемкой, стадии — в освоении инноваций и подготовке массового производства, когда зачастую необходимо вводить новые производственные мощности. Достижение постоянного успеха после появления инноваций на рынке и возмещение всех затрат на их освоение требуют длительного периода времени.

С другой стороны, крупные предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и их коммерческое воплощение в рыночном продукте.

Повышение эффективности работы крупных инновационных предприятий происходит в условиях:

  • возможности масштабного использования инноваций;
  • наличия жесткой конкуренции на уже освоенных рынках, требующих крупных финансовых вложений для продвижения инноваций;
  • высоких начальных издержек в производстве инновационного продукта;
  • необходимости использования сложных технических систем, проведения длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инноваций[1].

Перечисленные преимущества крупных фирм не означают их превосходства в осуществлении инновационной деятельности. В современных условиях развития рыночной экономики на Западе крупные фирмы зачастую, чтобы стать более конкурентоспособными, проводят реструктуризацию, стремясь использовать эффекты малых фирм, а малые предприятия вступают в широкие альянсы, чтобы получить эффекты масштаба.

Западные исследования демонстрируют, что крупные фирмы получают более высокие и стабильные прибыли. В то же время они несут большие, чем другие фирмы, финансовые затраты на научно-технические исследования, рекламу, маркетинг, направляют средства на капиталовложения.

Статистические данные свидетельствуют о том, что эффективность средней и малой фирмы, занимающейся НИОКР, чаще бывает намного выше, чем крупной организации при освоении нововведения, которое не требует значительных средств и больших коллективов: небольшая группа специалистов может его провести без использования сложного и дорогостоящего исследовательского оборудования.

Успех мелкого бизнеса можно объяснить следующими причинами:

  • Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могутконкурировать с крупными концернами даже со своими довольно скудными ресурсами, работая в определенном направлении. Они занимаются разработкой и освоением инноваций в тех областях, которые могут быть для крупного бизнеса или неперспективными, или слишком рискованными.
  • Малые фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально новой продукции снижается роль крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований (такие коллективы труднее переключить на оригинальное открытие).
  • Удельные затраты на НИОКР у малых фирм, использующих высокие технологии, нередко в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных корпораций, что способствует их более быстрому и эффективному появлению на рынке с нововведением.
  • Изобретательским группам в малых фирмах иногда приходится работать в областях, где исследователи не являются профессионалами, так как небольшая фирма не может держать специалистов по многим отраслям знаний, а это порой способствует появлению новых оригинальных идей и нового подхода к решению проблем, слишком привычных для специалистов.
  • Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать определенное положение. Им не приходится опасаться, что внедрение нововведения может снизить цену на уже освоенный и завоевавший положение на рынке продукт и не позволит окупить средства, затраченные на его освоение. Иногда крупные фирмы не осваивают изобретения, разработанные даже в собственных лабораториях, ввиду риска получения недостаточно высокой нормы прибыли, которая может не покрыть потери от морального старения основного капитала концерна.
  • Небольшие фирмы эффективно управляются благодаря малым размерам.
  • Малые фирмы поддерживает государство, так как они рассматриваются как олицетворение национальной предприимчивости.
  • У малых фирм высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений.

Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, имеют посравнению с подобными крупными фирмами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:

  • использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
  • отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
  • невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;
  • использовании результатов базисных и пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;
  • возможности прямых контактов с потребителями;
  • возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложения их к различным потребностям;
  • относительной стабильности экономических условий деятельности и устойчивости цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.[2].

Простота ухода небольшой фирмы с рынка формирует благоприятную обстановку для возникновения новых компаний.

Стержнем любой современной экономики являются крупные предприятия. В Западной Европе, Японии или США они формируют от одной трети до половины валового национального продукта и производят более половины всей промышленной продукции, хотя и составляют 1-2% от общего числа фирм. В основном крупные предприятия специализируются на массовом выпуске стандартных товаров, что дает возможность фирме создавать эффективное производство. Основа могущества крупной фирмы – большие производственные и сбытовые мощности, значительные расходы на науку и технику. Западные исследования демонстрируют, что крупные фирмы получают более высокие и стабильные прибыли. В то же время они несут большие, чем другие фирмы, финансовые затраты на научно-технические исследования, рекламу, маркетинг, направляют средства на капиталовложения.

Благодаря взаимодействию различных видов фирм рынок застрахован от давления одной группы компаний, неизбежного застоя, завышения цен, снижения качества. Следовательно, настоящее и будущее экономического развития ведут к сосуществованию крупных и мелких жизнеспособных фирм на различных рынках, так как:

  • во-первых, крупные фирмы и мелкие жизнеспособные фирмы нуждаются друг в друге для обеспечения успешного функционирования собственных производств;
  • во-вторых, специализация мелких и средних фирм обеспечивает их эффективное функционирование;
  • в-третьих, мелкие и средние фирмы могут являться важным источником инноваций и изобретений.

В условиях кризиса главный удар принимают самые крупные фирмы, лучше всего приспособленные к тому, чтобы выдержать спад.

Мелкие и средние фирмы более подвержены разорению, но при малейшем улучшении экономической обстановки могут вновь быстро создаваться. Они также являются своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике: чутко реагируют на изменение конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики в отличие от крупных фирм.

Все сказанное позволяет, на наш взгляд, отметить, что мелкий и средний бизнес может непосредственно конкурировать с фирмами-гигантами и этому способствует инновационная деятельность первых. В то же время, если крупная фирма перестает уделять должное внимание инновационной деятельности, то она теряет свое монопольное положение в современных условиях научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики кардинально меняется представление о ведении хозяйственной деятельности, главной целью которой является завоевание и сохранение монопольного положения на рынке как основного условия получения максимальной экономической прибыли. Для осуществления данной задачи в современных условиях основным является не размер предприятия или его доминирующее положение на рынке - на первый план выходит инновационный принцип осуществления деятельности предприятия.



[1] Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – С. 516-517.

[2] Там же. - С.516.




Автор:

Маркова С.В., к.э.н., старший преподаватель Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева





По материалам журнала «Вестник ТИСБИ»