8 ноября в Президент-отеле в рамках "Европейской недели качества в России" открылся Международный конгресс "Менеджмент успешного бизнеса" (8-9 ноября). По замыслу организаторов, целью конгресса является расширение знаний в области совершенствования менеджмента и повышение качества бизнеса в условиях вхождения России в ВТО. Также в ходе дискусии участники конференции проанализируют факторы, ограничивающие конкуренцию и сдерживающие выход российских компаний на мировые рынки. На пленарном заседании с основным докладом выступил заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ Евгений Петросян. По его словам, для решения государственных задач - повышения качества жизни и создания конкурентоспособной экономики - необходимо решить проблему качества отечественной продукции, услуг, бизнеса. По мнению Е.Петросяна, создаваемые сейчас в РФ национальные стандарты качества должны положительно повлиять на экономическое развитие страны. "Инновации качества - это путь к высоким стандартам жизни", - подчеркнул он. Е.Петросян заметил, что на сегодняшний день во всем мире различным организациям выдано приблизительно около 650 тысяч сертификатов международной системы менеджмента качества, причем большая часть из них соответствует стандартам ИСО 9001: 2000. По его словам, в России также проходит процесс активного внедрения этой системы, но существенно медленнее, чем за рубежом. В настоящий момент в России выдано более 3 тысяч сертификатов, а причиной отставания от развитых стран Е.Петросян назвал "непонимание и нежелание руководства предприятий внедрять систему, отсутствие мотивации". По его мнению, для этого имеются как объективные, так и субъективные причины. Среди субъективных причин Е.Петросян назвал формальное отношение руководителей к системе менеджмента качества ("многие рассматривают сертификат как получение еще одной лишней бумаги"), а также сложность в понимании методов данной системы. Например, по его словам, стандарты ИСО:9001 или ИСО:9004 очень сложно понять без привлечения специалистов–экспертов, которые могут помочь грамотно и быстро разобраться в том, что нужно конкретно делать на предприятии, объяснить механизмы внедрения менеджмента качества как части менеджмента организации. Среди объективных причин Е.Петросян отметил недостаток должной нормативной базы - соответствующих методик и руководств, которые позволяли бы менять систему менеджмента, управления качеством в процессе работы. Современный рынок постоянно развивается, совершенствуются технологии, осуществляется глобальная конкуренция, поэтому предпринимателям нужно отвечать на "глобальные запросы" потребителей, а для этого нужны соответствующие инструменты и технологии, подчеркнул Е.Петросян. По его мнению, в России существует проблема введения единой международной системы менеджмента качества из-за серьезных различий в деятельности предприятий различных секторов экономики. Поэтому в производстве аэрокосмической и авиационной технике, в медицине и т.п. существуют собственные системы, разрабатываются специальные стандарты управления производством. Еще одной проблемой он назвал формальное отношение органов по сертификации в РФ к своим обязанностям, которые рассматривают сертификацию "как средство заработка, а не помощи предприятию наладить грамотно свою деятельность". Е.Петросян также предложил (по примеру многих стран мира) обсудить возможность использования административного ресурса, который бы "заставлял предприятие добровольно, но активно внедрять систему управления качеством". О новой "модели делового совершенствования EFQM" рассказал вице-президент Европейской организации качества Юрий Гусаков. По его словам, эта модель успешно внедряется в Европе с середины 90-х годов: "она вводит те же принципы совершенствования управления организацией, что и стандарт ИСО: 9000, но в то же время требует от организации осознания своей социальной ответственности перед обществом". Ю.Гусаков отметил, что принципиальным отличием модели EFQM от стандарта ИСО:9000 является необходимость оценки конкретных результатов социальной ответственности бизнеса, результатов деятельности менеджмента, их соотношение с имеющимися возможностями. Он сообщил о том, что новая модель делового совершенствования сейчас внедряется в России. В первый день форума состоялась церемония награждения победителей Национальной премии в области качества "Олимп качества", также были подведены итоги глобальных проектов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ, которые реализовывались совместно с Международным институтом качества бизнеса, Международной академией менеджмента и качества бизнеса под патронажем Совета Федерации РФ: "Лидеры российской экономики", "100 лучших клиентоориентированных компаний", "100 лучших экологических компаний". / |