Независимый Институт Социальной Политики

Независимый Институт Социальной Политики (НИСП), образованный в 2000 году в форме автономной некоммерческой организации, направлен на поддержку и развитие отечественной науки в социально-экономической сфере.

Основная цель деятельности НИСП - поддерживать и развивать идеи и инициативы, имеющие социальный эффект и предлагающие новые подходы в социальной политике.

Основными задачами НИСП являются:


проведение научно-исследовательской работы в сфере социальной политики и поддержка независимых научных исследований в данной области;

формирование широкой информационной базы в области анализа социальных процессов;

организация свободных дискуссий по наиболее острым проблемам современного социального развития и социальной политики в России и в мире.


Важнейшие перспективные направления деятельности НИСП

поддержка независимых социологических и экономических исследований в области социальной политики в форме выделения грантов;

проведение собственных исследований в области социальной политики и участие в международных проектах по этим проблемам;

осуществление независимой экспертизы и оценка социальных последствий управленческих решений органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций;

оказание консультационных услуг по проблемам социальной политики;

создание и развитие информационных банков и баз данных (БД исследователей и научных организаций, работающих в сфере социальной политики в России;
информационное обеспечение, архивирование данных);

организация и проведение дискуссий по важнейшим проблемам социальной политики в форме семинаров, круглых столов, конференций и иной;

разработка и реализация образовательных программ, нацеленных на совершенствование и внедрение новых знаний в области социальной политики;

осуществление редакционно-издательской деятельности и организация издания журналов, научной, учебной, справочной, просветительской и информационной литературы и других материалов по тематике работы.


Основные программы НИСП


Программа грантов. С 1997 г. при финансовой поддержке Фонда Форда реализуется конкурс на предоставление грантов на исследовательские проекты в области социальной политики Социальная политика накануне XXI века. В настоящее время конкурс представляет собой важный элемент независимой социальной экспертизы и является фактором формирования новых научных знаний и практических подходов к реализации социальной политики.


Архивная программа. Для квалифицированного анализа и прогнозирования социальных процессов необходимо формирование единого социологического архива, который включал бы наиболее надежные и высококачественные базы социологических данных, производимые широким кругом научных организаций, социологическими агентствами, творческими коллективами, индивидуальными исследователями и пр. В перспективе подобный архив должен быть размещен в открытом доступе для широкого круга пользователей. Пилотный проект по формированию подобного архива уже реализуется ВЦИМом.


Научные программы. Формирование эффективной социальной политики, особенно на трансформационной стадии, нуждается в развитии теоретических, методологических и прикладных исследований по целому ряду направлений, в том числе:

- Экономическое поведение и адаптационные возможности различных социальных групп в изменяющихся условиях;
- Эволюция рынка труда и политика занятости;
- Неравенство и социальная стратификация российского общества;
- Финансирование социальной политики на федеральном, региональном и местном уровне;
- Реформирование системы социального обеспечения и социальных гарантий
- Социальная поддержка семьи;
- Политика в сфере образования, здравоохранения, жилья и ее социальные последствия;
- Мегаполисы и регионы: роль социальной политики в интеграции российского общества;
- Социальная политика корпораций и негосударственных (некоммерческих) организаций;
- Социальная политика в контексте международного опыта и глобализации социальных процессов.


Публикационная программа. Все из перечисленных выше программ должны стать предметом издательско-публикационной деятельности, которая способствовала бы популяризации результатов программ, собственных исследовательских проектов НИСП и исследований грантополучателей, а также итогов дискуссий по основным направлениям социальной политики.


Организационные, трудовые и финансовые ресурсы

Для реализации целей НИСП существуют следующие предпосылки.

1. Учредителями НИСП являются организации, широко известные как в России, так и за рубежом. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) – старейший в России социологический центр, имеющий опыт крупных исследований в области социальной политики как российских, так и международных. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ) – учебный и научно-исследовательский центр, известный своими разработками в области экономических реформ в России. Кроме того, АНХ – крупный учебный центр подготовки менеджеров различных направлений, вузовской и послевузовской подготовки экономистов и социологов. ВЦИОМ и АНХ относятся к числу высокоавторитетных организаций, уже имеющих опыт в учреждении ряда некоммерческих организаций экономического и социологического направлений. Столь высокий статус и ресурсы учредителя будут способствовать трансляции и популяризации результатов деятельности НИСП в широкой научной и экспертной среде.

2. В течение 4 лет функционирует программа грантов Социальная политика: реалии XXI века, научные приоритеты которой и параметры конкурса определяет Экспертный Совет. Эксперты конкурса — ведущие российские и зарубежные специалисты в области социальной политики, имеющие большой опыт в теоретических и эмпирических исследованиях и практической реализации. В состав Совета входят как представители научных кругов, так и политики, ответственные за практическую реализацию социальных реформ. Члены Экспертного Совета представляют авторитетные организации, в компетенцию которых входят проблемы, непосредственно связанные с профилем действующего конкурса и деятельности НИСП.

3. Сложившиеся связи Экспертного Совета и Дирекции конкурса создают благоприятные условия для инкорпорирования НИСП в научное сообщество. Имеются интенсивные контакты с научно-исследовательскими институтами (ВЦИОМ, ИМЭМО РАН, ИСЭПН РАН, БЭА), учебными организациями (АНХ, ВШЭ, РЭШ, МВШСЭН, Университет Эссекса), правительственными организациями (Департамент социального развития Аппарата Правительства РФ, Минэкономразвития, Минтруд РФ), российскими корпорациями (РАО «Норильский никель») и международными организациями (Московское представительство Всемирного Банка, Московский центр Карнеги, РПЭИ).

4. Активно развиваются связи с региональными образовательными и научными организациями. Среди них С.-Петербургский филиал Института социологии РАН, Институт аграрных проблем РАН (г. Саратов), Хабаровский государственный технический университет, Пермский государственный университет, Ульяновский государственный университет, Красноярский государственный университет, Байкальский институт природопользования РАН, Алтайский государственный университет, Институт экономики Карельского научного цента РАН и пр. Кроме того, существуют контакты с негосударственными и общественными региональными организациями, такими как «Ассоциация социального развития» (Красноярск), «С.-Петербургский союз ученых», Межрегиональный общественный фонд «Содействие развитию и построению индекса потребительских настроений» и пр.

5. В настоящее время уже сформирован и приступил к работе Попечительский совет — высший орган управления НИСП, в который вошли авторитетные и известные ученые, политики и эксперты.

6. Высшим научным органом управления НИСП является специальный коллективный орган - Научный совет.

Основной функцией Научного совета является выработка научной политики НИСП, стратегии его развития, а также взаимодействия с публичными органами и частными лицами с целью максимального достижения целей НИСП.

В состав Научного совета входят российские и зарубежные специалисты в области социальной политики. Председатель Совета - заместитель директора ВЦИОМ, к.э.н. Хахулина Людмила Александровна.

7. Директор НИСП — к.э.н. Малева Татьяна Михайловна




Контактная информация:

Независимый институт социальной политики

Россия, 121019, Москва, Хлебный пер., 19 А, 1 этаж.

Тел. (495) 202 40 70
Факс: (495) 202 47 46

Е-mail: info@socialpolicy.ru


Web: www.socialpolicy.ru