Налог на прибыль организаций, осуществляющих НИОКР


ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее налогоплательщики) в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.

Обратите внимание!

Федеральным законом №58-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 250 НК РФ, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, - исключаются из состава внереализационных доходов, полученных от участия в других организациях, суммы, направленные на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.

Расходы в целях налогообложения имеют аналогичную классификацию:

1. расходы, связанные с производством и реализацией (статья 253 НК РФ);

2. внереализационные расходы (статья 265 НК РФ).

При определении налоговой базы организациями, осуществляющими НИОКР, в соответствии со статьей 251 НК РФ, не учитываются следующие доходы:

- в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;

- в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

- в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования:

- в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

- в виде полученных грантов.

Обратите внимание!

В целях главы 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

«гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;

в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в форме некоммерческих организаций;

в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;

в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц».

Обратите внимание, что Перечень организаций, гранты которых не учитываются при налогообложении утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 года №923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов» (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 года №923).

В целях бухгалтерского учета и налогообложения грант относится к средствам целевого финансирования.

Обратите внимание!

Федеральным законом №58-ФЗ внесены изменения в абзацы 5 и 6 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. С 1 января 2006 года абзац 5 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ будет изложен в следующей редакции:

«- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований».

Абзац 6 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ с 1 января 2006 года утрачивает силу.

Эти изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом №58-ФЗ с 1 января 2006 года, приводят к тому, что:

Во-первых – гранты от иностранных физических лиц, начиная с 1 января 2006 года, подлежат налогообложению.

Во-вторых – теперь не будет необходимости доказывать иностранным и международным организациям и объединениям статус некоммерческой организации в соответствии с российским законодательством.

В-третьих – освобождаются от налога гранты на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез). Никакие другие направления охраны здоровья населения не освобождаются от налогообложения.

В-четвертых – освобождаются от налога гранты на осуществление конкретных программ в области защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом, направление гранта должно иметь ссылку хотя бы на конкретную статью Конституции Российской федерации.

В-пятых – освобождаются от налога гранты на осуществление конкретных программ в области социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан. В этом случае должна быть в наличии конкретная программа по социальному обслуживанию.

Обратите внимание!

Гранты, полученные от иностранных организаций на иные сферы деятельности и (или) от организаций, не вошедших в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 года №923, относятся к внереализационным доходам как безвозмездно полученное имущество (пункт 8 статьи 250 НК РФ.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в форме некоммерческих организаций;

При получении целевых средств, организации-получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (абзац 1 пункт 2 статья 251 НК РФ).

При отсутствии такого учета у некоммерческих организаций, получивших средства целевых поступлений, данные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Итак, налогоплательщик в целях налогообложения уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в организациях, выполняющих научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов.

Налоговый учет (также как и бухгалтерский) организаций предусматривает деление затрат на прямые и косвенные, такое положение предусмотрено статьей 318 НК РФ. Правда такое деление осуществляют только налогоплательщики, использующие метод начисления. Организации, применяющие в целях налогообложения кассовый метод, делят свои расходы на оплаченные и неоплаченные.

Заметим, что в налоговом учете, до вступления в силу Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», состав прямых затрат не совпадал с составом затрат, признаваемых прямыми для бухгалтерского учета, что вызывало необходимость дополнительной работы бухгалтерских служб. То есть приходилось вести «двойной» учет затрат, в противном случае оценка незавершенного производства в налоговом учете, была бы произведена не верно. Однако, сейчас ситуация несколько поменялась, в связи с вступлением в силу Федерального закона №58-ФЗ, который внес значительные изменения в главу 25 НК РФ, и в частности в статьи 318 и 319 НК РФ).

Изменения, внесенные в указанные статьи НК РФ вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона №58-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Далее мы будем рассматривать положения статьи 318 НК РФ в редакции Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ.

Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 318 НК РФ, к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Обратите внимание!

С 1 января 2005 года страховые взносы, начисленные на выплаты работникам, занятым в производственной деятельности, могут быть отнесены к прямым расходам. Ранее все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование налогоплательщик включал в состав косвенных расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Как видим, изменения, внесенные в статью 318 НК РФ Федеральным законом №58-ФЗ, носят прогрессивный характер.

Основное изменение состоит в том, что Федеральный закон №58-ФЗ «открыл» перечень прямых расходов, учитываемых для целей налогообложения.

Это позволяет организациям самостоятельно решать, какие из затрат в целях налогообложения признаются прямыми, а какие – косвенными. В результате чего, при желании, организация имеет возможность сформировать одинаковый состав прямых затрат в целях бухгалтерского и налогового учета, закрепив свое решение в учетной политике для целей налогообложения.

Напомним, что до 1 января 2005 года, сумма прямых расходов, осуществленных в налоговом периоде, относилась к расходам текущего налогового периода, за исключением сумм прямых расходов, подлежащих распределению. То есть было указано, что если сумма прямых расходов не отнесена на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в налоговом периоде продукции, то она относится к расходам текущего налогового периода – применялся метод исключения.

Из «новой» редакции статьи 319 НК РФ исключены рекомендации по распределению сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства и на изготовленную продукцию (работы, услуги).

То есть, с 1 января 2005 года, прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ, то есть организация обязана применять прямую привязку между процессом (и стоимостью) реализации продукции, работ, услуг и конкретными суммами прямых расходов. Метод становится более жестким, и если налогоплательщик не докажет, в налоговом учете, прямую связь между суммой прямых расходов и стоимостью реализации продукции, работ, услуг, то отнести прямые расходы на расходы текущего налогового периода он не сможет. Данный порядок должен применяться в течение не менее двух налоговых периодов.

Рассмотрим более подробно с какого момента, организации-налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Минфин России в официальном письме (смотрите Письмо Минфина Российской Федерации от 6 июля 2005 года №03-03-02/18 «О порядке представления декларации по налогу на прибыль организации в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ») сообщил, что право представления в налоговые органы уточненных в соответствии с положениями Федерального закона №58-ФЗ деклараций за истекшие налоговые периоды возникает у налогоплательщиков с даты вступления в силу указанного закона. Исходя из ситуации, которая описана в вышеназванном письме Минфина Российской Федерации от 6 июля 2005 года №03-03-02/18, где налогоплательщики предоставляют декларации по налогу на прибыль в соответствии с изменениями уже за 9 месяцев 2005 года, с приложением дополнения к учетной политике, в налоговые органы в связи с изменением законодательства, - налогоплательщики получили право внести изменения в учетную политику с 15 июля 2005 года, то есть применять новые нормы статьи 318 НК РФ при формировании отчетности уже за 9 месяцев 2005 года.

Обратите внимание, веденные изменения и дополнения в учетную политику в обязательном порядке будут применяться и в следующий налоговый период, так как порядок, избранный налогоплательщиком должен им применяться в течение не менее двух налоговых периодов.

Если же новые нормы налогового законодательства ухудшают положение налогоплательщика, то он может воспользоваться пунктами 1 и 2 статьи 5 «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени» НК РФ.

При определении суммы расходов на производство и реализацию согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 318 НК РФ сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде, уменьшает доходы от реализации отчетного периода.

На основании абзаца 1 пункта 2 статьи 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного периода.

В данном случае, если работы по договору приняты заказчиком, на уменьшение налогооблагаемой прибыли относятся прямые расходы по договору и все косвенные расходы, произведенные за отчетный период, если они определены в соответствии с пунктом 1 статьи 318 НК РФ.

Для сравнения - в целях бухгалтерского учета расходы на производство и реализацию включают в себя прямые и косвенные (накладные) расходы, распределенные пропорционально объему выполненных работ.

Обратите внимание, что теперь, с учетом изменений, внесенных в НК РФ Федеральным Законом №58-ФЗ, организации-налогоплательщики могут сблизить бухгалтерский и налоговый учет расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ вводит два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения: метод начисления и кассовый метод.

При методе начисления в общем случае доходы и расходы признаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от даты оплаты.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен статьей 271 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 этой статьи и пунктом 1 статьи 39 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата передачи на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное (в некоторых случаях и на безвозмездной основе) оказание услуг одним лицом другому лицу независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Таким образом, доходы организации отражаются в момент подписания актов приемки-сдачи работ.

Если договором на выполнение НИОКР предусмотрена поэтапная сдача работ, доходы от реализации отражаются на основании актов по выполненным этапам. В таком же порядке определяются доходы и расходы по государственным заказам для генеральных подрядчиков и субподрядчиков.

В НК РФ (как и в соответствующих ПБУ) не предусмотрено право налогоплательщика в последующих налоговых периодах менять порядок списания расходов на указанные исследования и разработки.

При кассовом методе доходы и расходы учитываются для целей налогообложения только по мере их оплаты. При этом возможность использования кассового метода жестко ограничена размером выручки от реализации: в среднем за четыре предыдущих квартала она не должна превышать 1 миллион рублей за каждый квартал. Учитывая эту особенность можно сделать вывод о том, что, использование кассового метода будет доступно очень небольшой части плательщиков налога на прибыль.

Поэтому ниже речь пойдет исключительно о методе начисления. Тем более что именно при этом методе налогоплательщикам придется вести развернутый аналитический учет доходов и расходов и производить достаточно сложные расчеты, необходимые для формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Чтобы правильно заполнить Декларацию по налогу на прибыль и рассчитать налоговую базу, организации необходимо, в первую очередь, иметь данные о доходах и расходах, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), а также о суммах внереализационных доходов и расходов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов (статья 284 НК РФ). При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная настоящим пунктом налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий период.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.



Источник: ЗАО "BKR-Интерком-Аудит", 31.03.06