Кортов С.В., Нечкин П.Г certif@mail.ustu.ru Инновационные процессы, формируемые в виде инновационных программ и проектов, относятся к категории объектов наиболее высокого риска для инвестиций. В основном, финансирование инновационной сферы в России идет из бюджетных источников, из собственных средств предприятий и специальных фондов. Расходы на НИОКР являются, конечно, одной из необходимых составляющих для успешного стратегического развития бизнеса, но большинство предприятий во всем мире достаточно осторожно относятся к принципиально новым разработкам, предпочитая идти по пути незначительных усовершенствований уже существующих продуктов/технологий (адаптивная стратегия инновационного бизнеса). Только крупные корпорации в состоянии осуществлять значительные вложения в инновации. Все это относится и к российским предприятиям, но с поправкой на функционирование в условиях социально-политической и финансовой нестабильности. Процент отечественных субъектов хозяйственной деятельности, способных инвестировать средства в инновационные проекты, невысок. Поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатор инновационного процесса должен реально оценить свои шансы. Вероятность получения средств из этих источников возрастает со степенью готовности инновации к внедрению. Цель анализа инвестиционной привлекательности инновационных проектов - классифицировать данные объекты по двум основным критериям: - Уровень качества инновационного проекта. - Уровень риска не достижения запланированных результатов при осуществлении проекта. Под качеством инновационного проекта как объекта управления будем понимать те его характеристики, которые относятся к способности результатов проекта и процесса его осуществления удовлетворять установленным требованиям к конкурентоспособности инновационного продукта, к эффективности результата для инвестора и уровню инновационного менеджмента проекта. Таким образом, все инновационные проекты можно позиционировать в виде двух размерной матрицы в координатах «Уровень качества инновационного проекта» – «риск, связанный с не достижением результата проекта». Качество проекта с точки зрения будущего потребителя обусловлена востребованностью его результатов в определенном сегменте рынка. Рыночная ценность (качество) инновационного продукта определяется его способностью удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Конкурентоспособность результатов выполнения инновационного проекта связана с планируемым уровнем качества инновационной продукции, потребительской ценой и уровнем конкуренции в тех сегментах рынка, где будет реализовываться инновационная продукция. Таким образом, на уровень качества инновационного проекта влияют три группы факторов: - Конкурентоспособность инновационного продукта (уровень потребительской ценности); - Эффективность результатов проекта для инвесторов и общества; - Качество менеджмента проекта (качество процесса управления проектом). В результате применения причинно-следственных диаграмм Ишикавы и экспертной методики распределения приоритетов на основе метода парных сравнений были сформированы следующие критерии второго уровня, оказывающие, по мнению экспертов, определяющее влияние на качество инновационного проекта: - конкурентоспособность функциональных потребительских характеристик инновационного продукта в данный момент и в течение 3-5 лет после выпуска продукта на рынок (динамическая конкурентоспособность); - устойчивость рыночного спроса за период окупаемости проекта; - востребованность результатов выполнения проекта группами рыночного потребления за период окупаемости проекта; - завершенность этапов жизненного цикла проекта; - правовая устойчивость результатов проекта; - обеспеченность этапов жизненного цикла проекта ресурсами; - экономическая эффективность проекта; - социальная эффективность проекта; - Экологическая эффективность или безопасность. На основе полученной факторной модели и оценки весов факторов были сформированы требования и методика экспертизы инновационных проектов, пригодная для использования в системе высшей школы. Оценка уровня качества инновационного проекта в процессе его формирования, сделанная самим заявителем, или независимой экспертизой при конкурсном отборе, может существенно облегчить процедуру принятия решения по формированию инновационной политики вузов и предприятий, инвестиционного портфеля банков и фондов. |