25.04.2023 22:40
Персоны.
Просмотров всего: 14938; сегодня: 2.

Ленинград: технологический прорыв в кольце блокады

Ленинград: технологический прорыв в кольце блокады

Апрель 1942 года, Ленинград в кольце блокады. Позади первая блокадная зима. Город выстоял, и во многом благодаря ледовой «дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера. По ней подвозили грузы с продовольствием, она же частично решала проблему острейшего дефицита топлива, необходимого, как для городских нужд и работы предприятий, так и для воинских частей и подразделений Ленинградского фронта.

Недостаток бензина, солярки, авиационного керосина приводил к ограниченному использованию техники, а это в свою очередь снижало боеспособность частей Красной армии. Всего по льду Ладоги за зиму 1941-1942 годов было перевезено 43 717 тонн горюче-смазочных материалов. Такого количества нефтепродуктов было недостаточно для того, чтобы если не победить, то хотя бы минимизировать энергетический голод. Однако с наступлением тепла и этот тоненький ручеек, по которому текло топливо в осажденный Ленинград, иссяк.

25 апреля 1942 года с ледовой трассы были сняты все элементы дорожной инфраструктуры, средства связи, зенитные установки и проезд по ней был прекращен. Предстояло ждать начала летней навигации, планом которой предусматривалось перевести грузов  в два с лишним разом больше, чем по ледовой дороге. Пока же горючего в городе оставалось на 100 дней. Нужно было срочно искать выход. И он нашелся.

Его автором оказалась выдающаяся женщина, выпускница Ленинградского института инженеров водного транспорта, первая в СССР женщина-водолаз Нина Васильевна Соколова. К весне 1942 года Соколова имела солидный опыт в области прокладки подводных коммуникаций: участвовала в устройстве подводной трассы для буксировки военной техники, а также принимала участие в прокладке по дну Ладожского озера 45-километрового бронированного телефонного кабеля, который обеспечивал связь командования Ленинградским фронтом с «большой землей». В составе Экспедиции подводных работ особого назначения (Эпрон) участвовала в подъеме зерна с затонувших барж. Провела под водой в общей сложности 644 часа, была дважды ранена.

Именно Соколова предложила идею прокладки трубопровода по дну Ладожского озера, обосновала возможность реализации такого проекта, сделав предварительные расчеты. С этими расчетами она летала в Москву для доклада уполномоченному Государственного комитета обороны СССР А.Н. Косыгину, которого сумела убедить в том, что в сложившейся ситуации только подводный трубопровод спасет фронт и город от неминуемого топливного голода.

Позже по указанию Косыгина, Соколова налаживала разведку дна Ладоги в составе специальной группы водолазов. Итогом ее работы стало постановление Государственного Комитета Обороны № 1652 от 25 апреля 1942 года об обеспечении топливом Ленинграда. Это было не просто смелое, а фантастически смелое решение строить первый в мире подводный трубопровод в непосредственной близости от линии фронта и в кратчайший срок: на его строительство давалось всего 43 дня, он должен был начать работу 20 июня 1942 года. 

Проектная протяженность этого сооружения составляла 30 километров, причем 21 километр шел по дну озера на глубине от 1 до 13 метров.

В сложнейших погодных условиях специалисты ОС-6 Наркомстроя СССР начали работы по воплощению идеи Н.В. Соколовой в жизнь. Руководителем проекта был назначен главный инженер треста «Нефтепроводпроект» Давид Яковлевич Шинберг. Это решение не было случайным.

Шинберг был разработчиком сборно-разборного трубопровода из облегченных труб для использования в воинских частях, который успешно прошел испытания. Стальные трубы диаметром 101 мм предоставил Ижорский завод, откуда к месту строительства их доставляли ночами. Первый участок был сварен 5 мая. Параллельно со сварочными работами продолжалось обследование трассы.

Неспокойная в теплое время года Ладога время от времени преподносила неприятные сюрпризы. Так, 26 мая штормовым ветром сорвало с креплений стометровый участок трубопровода. Несмотря ни на что работа велась строго по плану. Технология сборки была довольно сложной. Трубы скрытно доставляли на станцию Борисова Грива, где с помощью резьбовых соединений и сварки собирались в секции длиной 200 метров. Затем секции с помощью буксира вытягивались в озеро, на поплавки из бревен, соединялись в 1000-метровые, и уже эти длинные секции опускались на дно. Под водой их соединяли водолазы. 

14 июня трубопровод был смонтирован. Его строительство велось в обстановке чрезвычайно секретности, большая часть работ производилась ночью. Удивительно, что противник так и не понял, что строилось в непосредственной близости от его позиций. Например, насосная станция на восточном берегу Ладожского озера на мысе Кареджа была расположена всего в нескольких километрах от линии фронта и в зоне досягаемости немецкой артиллерии. К счастью, немцы не проявили интереса к этому сооружению. После завершения монтажа трубопровод прокачали водой под большим давлением, а затем керосином. Все прошло успешно.

19 июня 1942 года Правительственная комиссия подписала акт приемки объекта, дав самую высокую оценку работе строителей. После пуска в эксплуатацию трубопровод прокачивал до 350 тонн горючего в сутки, причем по нему шел в город и бензин, и лигроин, и дизельное топливо. Для организации бесперебойной работы топливной магистрали было создано Управление эксплуатации, подчиненное службе тыла Ленинградского фронта.

Весной следующего, 1943 года, из-за подъема воды в озере возникла угроза затопления насосной станции, которая была перенесена вглубь территории. Это вызвало необходимость увеличить общую длину трубопровода до 34 метров, а подводную часть до 26 метров. 

Уникальная топливная магистраль успешно действовала 20 месяцев, за которые в город было доставлено более 40 тысяч тонн горючего. После снятия блокады она была демонтирована.


Участники событий и другие указанные лица:


Схема прокладки трубопровода по дну Ладожского озера в блокадный Ленинград
Схема прокладки трубопровода по дну Ладожского озера в блокадный Ленинград


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12075 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Историю антифашистского Сопротивления в Европе обсудили в Москве
17.09.2024 17:44 Новости
Историю антифашистского Сопротивления в Европе обсудили в Москве
17 сентября 2024 года в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, посвящённый истории антифашистского движения Сопротивления в странах Европы во время Второй мировой войны. Мероприятие открыл Председатель РИО Сергей Нарышкин, подчеркнувший весомый вклад...
Неудачи и победы русско-шведской войны 1808-1809 гг.
17.09.2024 16:52 Аналитика
Неудачи и победы русско-шведской войны 1808-1809 гг
Русско-шведская война не была крупным военным конфликтом, которыми изобилует отечественная история. В этой войне не произошло масштабных битв с участием многотысячных армий, и длинные колонны линейных флотов не обменивались полновесными залпами. В это самое время по охваченной ужасом...
Топ-10 самых переполненных туристами городов
17.09.2024 16:17 Аналитика
Топ-10 самых переполненных туристами городов
Европейские страны лидируют по количеству проблем, связанных с чрезмерным туризмом. В Германии провели исследование и выяснили, в каких городах Европы соотношение количества туристов и жителей – не в пользу последних. Немецкий отраслевой портал Holidu.de при участии сотрудников Института...
Прогулочный маршрут к 85-летию Владимира Меньшова появился в Москве
17.09.2024 14:07 Новости
Прогулочный маршрут к 85-летию Владимира Меньшова появился в Москве
На портале «Узнай Москву» опубликовали прогулочный маршрут, посвященный 85-летию со дня рождения советского и российского актера театра и кино, кинорежиссера, сценариста и педагога Владимира Меньшова. Маршрут включает несколько точек, связанных с биографией...
Автопробег к 80-летию Великой Победы прошел в Подмосковье
17.09.2024 11:03 Новости
Автопробег к 80-летию Великой Победы прошел в Подмосковье
В Подмосковье прошел патриотический автопробег «Наследники Победы в строю! Навстречу 80-летию Великой Победы». Старт был дан у Дома Правительства Московской области. К акции присоединились мотоциклисты отделенийклуба «Ночные волки» из Дмитрова, Талдома, Истры и Красногорска. Организатором...