Внедрение IT-проекта «Электронная книга памяти участников Великой Отечественной войны Республики Башкортостан» и проведение независимой оценки квалификации работников сферы ритуальных услуг в Башкортостане были представлены в Госдуме. 7 февраля 2019 года с докладом и презентацией на эти темы на заседании Рабочей группы по вопросам профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации экспертного совета Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы выступил директор уфимского муниципального Комбината спецобслуживания, депутат Горсовета Уфы Руслан Кинзикеев.
- Руслан Усманович, вашу новость по презентации (http://bashkiriya.allbusiness.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?id=689751) башкирских социальных проектов в Госдуме на федеральных сайтах за короткое время прочитали более 3000 пользователей по всей России. Чем объясните такой интерес к этой патриотической теме?
- Если честно, я сам не ожидал такой статистики и интереса к нашим уфимским инновационным проектам. Поздравляю всю нашу городскую команду, работающую над этими проектами. Вообще об этой работе городской администрации стало известно потому, что Глава администрации города Ульфат Мустафин настоял на том, что надо обязательно откликнуться на приглашение профильного комитета Госдумы, нужно ехать, надо рассказывать о башкирском, уфимском опыте. Спасибо коллеге из Госдумы Владимиру Кроткову, заместителю председателя рабочей группы в Государственной Думе, за приглашение на столь высокую площадку и предоставление возможности для презентации уфимских проектов.
- Расскажите, пожалуйста, с чего всё началось?
- Началось все с моего отца, который всегда был для меня примером. Он начал писать краеведческую книгу «Буздякское краеведение» в 2000 году и хотел завершить ее к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и к 450-летию вхождения Башкирии в состав Российской империи, а также к своему 80-летнему юбилею в 2007 году. Сейчас бате 92 года (прим.: он ветеран войны последнего призыва, но в боях не участвовал, служил в технической службе, обслуживавшей самолеты). И он успел. Настоящие советские коммунисты всегда этапы своих свершений - выпуск новой книги, сдача в эксплуатацию строительных объектов - планировали к большим датам. Для отца важно было описать шежере наших предков - 14 поколений геологов, родовое ремесленническое древо которых уходит в 18-й век. Главным примером для отца, да и для меня, был дядя - Гумер Гизатуллович Кинзикеев, который фактически его воспитал.
Гумер Кинзикеев - легендарная личность, один из первых башкир-геологов с высшим образованием, первый директор Геолого-поисковой конторы треста «Башнефть» во времена наркоматов, является одним из первооткрывателей Культюбинского нефтяного месторождения в девоне и месторождения марганца в карбонатных отложениях (ныне территория Иглинского района Башкортостана). Войну Гумер Кинзикеев прошел майором, командиром разведроты, получил ранение в грудь, от этого рано умер в 42 года. Так вот. Наши родные могилы с папой в основном на старом Мусульманском кладбище. Он меня раз в три года вытаскивает, показывает, чтобы я не забыл. А я забывал, без схемы, он критиковал. В 2015 году, когда я только начал на Комбинате спецобслуживания работать, он и говорит: «Улым, в 21 веке живем, вот же машина у тебя по навигатору ездит. Нельзя, что ли, то же самое на кладбище сделать? Это был ПЕРВЫЙ посыл.
Вторым посылом было поручение мэра Уфы Ирека Ялалова сделать какую-нибудь карту с отметкой могил известных людей, чтобы делегациям и гостям, интересующимся историей известных уфимцев, проще было найти. Они до меня, оказывается, уже делали такой стенд на Мусульманском кладбище, но вынуждены были снять. Всех не разместишь, а кого не отметили - пошли обиды, критика.
Ну и третьим посылом стало то, что начиная с весны люди, которые поздно опомнились, не посещали десятилетиями и забыли места погребения своих близких, штурмовали контору Комбината с просьбой помочь найти захоронения. А как? 492 гектара кладбищ. Сотни тысяч фамилий в амбарных книгах, написанных куриным почерком. Как иголку в стогу сена искать. Да и нет такой госуслуги в перечне. Как могли, так и помогали... Трудно, долго.
Четвертый посыл - хроническое отсутствие денег в городской казне. Да, предложили коммерсанты внедрить за деньги свой федеральный проект Скорбим.ком. Один гектар - 70 тысяч рублей! Только для Уфы надо было 35 миллионов! Кое-что подсмотрел, подумали с единомышленниками и ... сделали все лучше, современней, удобней. IT-проект, под моим чутким руководством как режиссера, разработал и бесплатно предоставил мой товарищ - айтишник. А набивали цифру всем коллективом в течение года, зарплата-то все равно платится, уплотнили рабочий график. Задумали проект как служебный, втянулись - одно придумали, потом другое.
По сути, получили новую социальную сеть - 91 тысяча пользователей, каждый день по 260 добавляется. Каждый раз вводим новации. Например, было много рукописных ошибок в амбарных книгах, мы, естественно, при набивке их повторяли (в те годы полуграмотные кладбищенские сторожа писали иногда на слух, иногда невнимательно), из-за этого люди не могли найти родственников. Дописали программу, которая правит стандартные российские фамилии, имена, отчества. Да много чего сделано. Подтягиваем молодых ребят из Юнармии, у нас хорошая молодежь.
- Действительно, работа проделана огромная. Проект получился замечательный. А что же дальше?
- В наши дни продолжается работа по увековечиванию памяти погибших в годы Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует акция «Бессмертный полк», охватившая все города России. Но одно дело пронести портрет фронтовика по улицам и площадям в День Победы, а другое – сделать его биографию, подвиги, ратные и трудовые свершения достоянием тысяч соотечественников. Неизвестными и неучтенными остаются тысячи мест захоронений участников Великой Отечественной войны, причем они потеряны и не идентифицированы на обычных городских кладбищах России, а не в полях сражений. Скажем, кто сегодня знает биографии всех героев и места погребений воинов войны с Наполеоном? То же самое произойдет с ветеранами Великой Отечественной, если МЫ не успеем описать и найти их. Пока есть кому рассказать, показать. Уже через 5-10 лет это будет практически невозможно. Это дело чести власти и каждой семьи. Ну мы-то инструмент создали! Люди, помогите себе и Родине увековечить память ваших же отцов!
24 сентября 2018 года на кладбище «Сергиевское» прошла наша первая акция «Мы помним», направленная на увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны. В акции приняли участие энтузиасты, волонтеры, сотрудники Муниципального бюджетного учреждения «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа РБ», местного отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», Регионального отделения общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» в Республике Башкортостан. Участники провели огромную работу по поиску, идентификации мест захоронений и вводу информации на сайт
www.pomnimrb.ru (http://www.pomnimrb.ru) . По результатам мероприятия участникам были вручены благодарственные письма, а также сделаны записи в их волонтерские книжки.
Для старшего поколения, у кого нет гаджетов: для поиска близких установлены сенсорные экраны в специально оборудованных инфо-павильонах, пока на Мусульманском и на Южном кладбищах. Работаем с тремя нашими традиционными конфессиями: нас поддержали муфтий Талгат-хазрат, владыка Никон, раввин Дан Кричевский, спасибо им. По их просьбе сделали специальную страницу святых мест для верующих - мусульман, православных, иудеев. Для буддистов таких мест не обнаружил. Пусть Шойгу Сергей Кужугетович на меня не обижается. Если кто найдет, подскажет - добавим. Или когда Тыву начнем цифровать, Алла Бирся, там и отметим.
Есть новые задумки: будет функция генеалогического древа, шежере. Законтачим родню по всему миру... В планах сделать всероссийскую сеть, как Одноклассники.
- Успехов вам! И спасибо за интервью.
Подготовила Любовь Колоколова