23.07.2024  Классификация грузов: виды и характеристики

Товарооборот — ключевой элемент мировой экономики, где ежедневно транспортируется и хранится миллионы тонн грузов. По данным UNCTAD, глобальный объем торговли в 2022 году превысил 32 трлн USD. Эффективная доставка и сохранность грузов достигается через их классификацию, регламентированную законодательными актами:

  • Решение Комиссии ТС № 378 (20.09.2010, ред. 15.11.2022) для ЕАЭС.
  • ГОСТ Р 57478-2017 для опасных грузов.
  • Постановления Правительства по перевозке различными видами транспорта.
  • Отраслевые стандарты и правила.

Цели классификации:

  • Упорядочение погрузо-разгрузочных операций.
  • Создание условий хранения.
  • Выбор маршрута и организация перевозки.
  • Рациональное использование транспортных средств.
  • Обеспечение целостности груза.

Общая классификация грузов:

  • По природе: твёрдые (песок, зерно), жидкие (нефть, спирт), газообразные (пропан, кислород).
  • По способу перевозки: сыпучие, наливные, фасованные, штучные.
  • По опасности: обычные, опасные.
  • По сроку годности: обычные, скоропортящиеся.
  • По размерам: стандартные, негабаритные, длинномерные, тяжеловесные.
  • По условиям хранения: на открытом воздухе, в помещении, в специальных условиях.

Подбор транспортировки в зависимости от вида и класса груза:

  • Автомобильный.
  • Железнодорожный.
  • Водный.
  • Воздушный.
  • Трубопроводный.

Классификация по природе груза:

  1. Твёрдые грузы:
  • Сыпучие: песок, цемент.
  • Штучные: кирпич, оборудование.
  • Способы погрузки: ковшовые погрузчики, экскаваторы.
  • Единицы измерения: тонны, штуки.
  1. Жидкие грузы:
  • Наливные: растительное масло.
  • Фасованные: моторное масло.
  • Способы погрузки: цистерны, трубопроводы.
  • Единицы измерения: тонны, штуки.
  1. Газообразные грузы:
  • Сжиженные: пропан.
  • Трубопроводные: природный газ.
  • Способы погрузки: цистерны, баллоны, трубопроводы.
  • Единицы измерения: метры кубические.

Классификация по характеру упаковки и способу транспортировки:

  • Фасованные и штучные грузы перевозятся в таре (контейнеры, автофуры).
  • Виды тары: мешки, биг-бэги (сыпучие), бутылки, канистры (жидкости), баллоны (газы).

Преимущества упаковки:

  • Возможность перевозки мелкими партиями.
  • Широкий спектр использования погрузо-разгрузочной техники.
  • Простой учет и контроль целостности.

Недостатки упаковки:

  • Не возврат тары поставщику.
  • Возможная порча при нарушении герметичности.

Классификация по опасности:

  • Вещества, способные самовозгораться, взрываться, ядовитые, радиоактивные и др.
  • Требуют специальных транспортных средств и маркировки.

Классификация по весу и объему:

  • Коэффициент использования грузоподъемности:
  • I = 1
  • II = 0,71–0,99
  • III = 0,51–0,7
  • IV = 0,41–0,5
  • Виды грузов:
  • Легковесные: до 80 кг.
  • Стандартные: до 250 кг (штучные), до 500 кг (насыпные).
  • Тяжеловесные: более 500 кг.

Классификация негабаритных грузов:

  • Требования к размерам: для ЖД транспорта — длина до 14 м, ширина до 3,25 м, высота до 5,3 м; для автоперевозок — длина до 20 м, ширина до 2,55 м, высота до 4 м.
  • Необходимость дополнительной маркировки и согласования маршрута.

Хрупкость и подверженность атмосферным воздействиям:

  • Требуют специальной упаковки и бережного обращения.
  • Нанесение специальных обозначений на упаковку.

Классификация по влиянию на окружающую среду:

  • Уделяется внимание выхлопным газам, разливам нефтепродуктов, утилизации тары.
  • Необходимы законодательные меры и внедрение "зелёных" технологий.

Значимость классификации грузов в логистике:

  • Обеспечивает стандартизацию и единообразие терминологии.
  • Уменьшает количество ошибок при подготовке документов и выборе маршрута.
  • Повышает эффективность и рентабельность перевозок.