Складской учёт – важная и неотъемлемая часть торгового процесса. Производственные предприятия, компании, подразделения, магазины оптовой и розничной торговли ведут учёт движения товарно-материальных ценностей для анализа экономической деятельности. Задача системы складского учёта – отслеживание перемещения каждой единицы товара, ведение приходных и расходных документов, внесение данных в автоматизированные системы управления.
Задачи системы автоматизации складского учёта
В любой момент времени можно узнать количество остатков на складе, просмотреть расходные операции за сутки, приход продукции и товаров. Это идеальная организация и функционирование системы. Её необходимо выстраивать и налаживать. Добиваются эффективных результатов с помощью:
- упорядочивания позиций и ведения картотеки номенклатуры товаров;
- своевременной актуализации документов склада;
- ежедневного контроля объёма запасов и неликвидов.
Знание ритма работы склада и суточного оборота позволяет спланировать и реализовать мероприятия по оптимизации производственных процессов.
Организация склада
Тип склада и выбор системы учёта напрямую зависят от специфики производственной деятельности или торговли. Существует два базовых критерия работы складского помещения: сроки хранения и сорт продукции. Наиболее явно выделяются 4 системы: номенклатурная, сортовая, партионная и партионно-сортовая. Два последних типа требуют значительных площадей склада и трудозатрат.
В зависимости от выбранного типа организуется ежедневная документальная работа. Для одной категории продукции достаточно своевременно заполнять карточки складского учёта, для другой нужно вести оборотно-сальдовые ведомости.
Ведение складского учёта
Складской учёт – сложный и требующий предельной внимательности процесс. Он состоит из нескольких процедур, выполняемых ежедневно:
- приёма продукции на склад;
- организации хранения;
- выдачи;
- отслеживания перемещения;
- оформления документов на убытие товарно-материальных ценностей.
Помимо физических процессов необходимо организовать и достоверную систему документооборота. Малейшее искажение информации приведёт к некорректному отражению финансовых показателей работы подразделения.
Автоматизация складского учёта
При организации склада «с нуля» используют самый простой и распространённый вариант – учёт ТМЦ в Exel-таблицах, оформляемых вручную. Работник склада заносит информацию по мере её поступления. Актуализация может выполняться ежесуточно или один раз в установленный период. Существенный минус – человеческий фактор. Ошибка или неточность приводят к искажению данных.
Альтернативный вариант – автоматизация работы склада с помощью прикладных программ:
- вся документация оформляется в электронном виде;
- риск потери данных практически равен нулю;
- товары и продукция вносятся в заранее подготовленные шаблоны;
- время на заполнение картотеки существенно ниже «ручного» способа.
Но главное преимущество – это ежесуточная, полная и объективная информация о состоянии склада независимо от объёма и номенклатуры продукции.