ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
projects.innovbusiness.ru
13-12-2005  Товарные знаки нуждаются в законодательной защите

   Возможности партнерства государства и бизнеса в сфере защиты интеллектуальной собственности обсуждались 8 декабря на круглом столе «Защита интеллектуальной собственности и борьба с контрафактной продукцией». Заседание с участием представителей министерств и ведомств проводилось по инициативе Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
   С основным докладом на заседании круглого стола выступил руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ (Роспатент РФ) Борис Симонов. В России сформировался рынок интеллектуальной собственности, подчеркнул он и предложил участникам обсудить проблемы использования только одного объекта рынка - товарного знака. По его словам, в стране зарегистрировано свыше 400 тысяч товарных знаков, в 2005 году было получено свыше 40 тысяч заявок на их регистрацию, причем 17 тысяч ТЗ зарегистрировано зарубежными правообладателями.
   Товарные знаки являются средством индивидуализации товара, приравнены к объектам интеллектуальной собственности, поэтому часто становятся предметом судебных и досудебных разбирательств потенциальных и номинальных правообладателей. В основном споры возникают по принадлежности правообладателям товарных знаков советского периода. «Эти товарные знаки вошли в хозяйственный оборот без переходных вложений, по одному лишь принципу: кто их первый зарегистрировал, тот и становится правообладателем», - пояснил руководитель Роспатента РФ. По мнению Б.Симонова, все эти споры препятствуют уверенному развитию бизнеса, но «надеяться на то, что эта проблема решится сама собой, например, при смене поколений, иллюзорна, так как правообладатели передают бренды по наследству». Б.Симонов сообщил, что ежегодно в Палате по патентным спорам рассматривается более 2 тысяч заявлений и предложений по вопросам правовой охраны товарных знаков.
   По словам Б.Симонова, действующие в РФ законы по защите интеллектуальной собственности соответствуют стандартам, принятым в мире. В частности, Соглашению по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (Соглашение ТРИПС), которое определяет минимальные международные стандарты охраны интеллектуальной собственности. Поэтому, считает глава Роспатента, в совершенствовании российского законодательства нуждается в основном правоприменительная практика. Предложение по изменению законодательства, которое может дискутироваться, подчеркнул Б. Симонов, - это установление «исторического права производства, когда правообладатель соглашается дать безвозмездную лицензию при условии качественного производства товара и услуг, которые появляются на рынке». Среди множества рассматриваемых дел - 600-500 заявлений связаны с тем, что правообладатели товарных знаков, некогда их зарегистрировавшие, не производят под ними никакую продукцию.
   По мнению Б.Симонова, предприниматели должны отражать интеллектуальную собственность в своих активах и балансах. «Капитализация интеллектуальной собственности в своих активах – это важно для России, если мы хотим легитимно войти в новую экономику, с новым легитимным оборотом нематериальных активов», - подчеркнул он. За рубежом доля нематериальных активов в балансе предприятий составляет до 60-70%, у российских хозяйствующих субъектов – менее 1%. Это означает, что те объекты нематериальной собственности, которые сегодня формируют экономические, правовые и производственные отношения, нелегальным образом вводятся в хозяйственный оборот.
   Управляющий директор ООО "Объединенные кондитеры" Сергей Носенко в своем выступлении также остановился на вопросах несовершенства законодательной базы в части защиты товарных знаков. По его словам, в рамках гражданского производства наибольшую сложность представляет обеспечение допустимых с точки зрения процессуального законодательства доказательств. Например, предъявление суду этикетки и чеков на покупку может быть расценено судом как недопустимое доказательство использования ТЗ, т.к. не доказывает, что именно по этому чеку была приобретена именно данная продукция. Еще большую проблему представляет процесс определения ущерба, ввиду того, что размер ущерба рассчитывается в зависимости от объемов производства контрафактной продукции, а получить эти данные с соблюдением процессуальных правил довольно сложно. Поэтому необходимо внести изменения в КоАП РФ, ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров».
   Заместитель начальника департамента охраны общественного порядка МВД РФ Владимир Голубовский сообщил, что в России доля контрафактной во всей реализуемой видеопродукции составляет 68%, аудиопродукции – 64%, DVD – 78%, программном обеспечения – 88%, в сфере промышленных и продовольственных товаров – 10-50%, лекарственных средств - до 10%. По его мнению, в пресечении распространения контрафактной продукции правоохранительные органы могут действовать только в рамках закона, и «то, что не запрещено законом – разрешено». Он также считает, что в существующем законодательстве есть пробелы. «Правовая база есть, но её надо усиливать», - подчеркнул он.
   В.Голубовский заметил, что производители контрафактной продукции часто прикрываются поддельными сертификатами и заключениями экспертов, т.е. преступления носят организованный характер. Кроме того, на продовольственных рынках Москвы, например, где в основном распространяется такая продукция, работают эксперты, врачи Санэпиднадзора, а также сотрудники правоохранительных органов невысокой квалификации. Поэтому необходимы хорошие специалисты, которые могли бы отличить контрафактную продукцию от легальной, доказать процессуально преступление или правонарушение.
   Руководитель экспертного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян выступил с критикой в адрес Роспатента РФ. По его словам, сроки регистрации товарных знаков в этом ведомстве доходят до полугода, а «сама процедура (регистрации) для заявителей непонятна». «Деловая Россия объединяет новый бизнес, для которого актуальна регистрация новых товарных знаков. Активный выход на рынок для них чрезвычайно важен», - подчеркнул А.Данилов-Данильян.
   Также, по его мнению, оценщиков интеллектуальной собственности, классификация которых достаточно низкая, необходимо готовить. Для этого их необходимо отправлять за рубеж, где накоплен огромный опыт соответствующей работы, чтобы на рынке был достаточное количество специалистов в этой сфере.
   Б.Симонов ответил, что в соответствии с международными обязательствами в РФ быстрее, чем за 6 месяцев зарегистрировать новый знак нельзя. Для того, чтобы бизнес-сообщество четко представляло, что делается в ведомстве, все новые заявки на регистрацию товарных знаков размещаются в открытом доступе на сайте федеральной службы, заметил он. По словам Б.Симонова, любой правообладатель может проверить заявленные знаки на предмет имитации и обратить внимание эксперта, который будет оценивать данную заявку.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», какова главная идея проекта «Деловой России» по защите интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактной продукцией, М.Гущин, руководитель проекта, ответил, что в основном проект предполагает экспертную оценку существующего законодательства. Предложения по изменению статей УК РФ, УПК РФ, ФЗ «Об интеллектуальной собственности», будут направлены в Госдуму, в Правительство РФ, сказал он. На вопрос, как внутри предпринимательского сообщества решаются споры по использованию товарных знаков, М.Гущин ответил, что серьезные компании, например, «Сладко» (выпускает продукцию с товарными знаками, принадлежащими ООО «Объединенные кондитеры») "обычно договариваются". Например, «Сладко» не сразу (так как это технически невозможно) выведет из оборота продукцию с товарными знаками «Объединенных кондитеров». С другими компаниями, также использующими товарные знаки холдинга, будет разбирательство в суде, уточнил М.Гущин.

ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА "Альянс Медиа"

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100