02.12.2001  Дистанционное образование во Франции

   Интерактивная методика образования переходит от модели «говорящей головы», в центре которой находится преподаватель, а на периферии – студент, к модели самостоятельного получения знаний, сфокусированной на студенте. Обучение становится столь же важным, как и преподавание. Преподаватель менее склонен применять традиционную методику чтения лекций, и делает акцент на совместных обсуждениях и групповых проектах. Специфика обучения во Франции, особенно в части получения высшего образования, состоит в том, что студенту не обязательно посещать все лекции и занятия, он должен выполнить программу и отчитаться по ней. Оценка полученных знаний производится в строго установленные дни два раза в год – зимой и весной – специально созываемыми учеными комиссиями, в остальное время студент предоставлен самому себе.
   Понятно, что при такой системе заочное обучение, длящееся годами, имеет большую популярность среди французской молодежи. Помимо академических знаний, студенты получают важные навыки самостоятельного обучения, а профессорский и преподавательский состав – традиции разработки и применения материалов для дистанционного обучения.
   В настоящее время во Франции, как, впрочем, и во всем мире происходит существенная перестройка системы образования. Во все большем количестве программ предусмотрены частично или полностью интерактивные занятия. Такое реформирование происходит из-за повышения затрат на образование, организационных проблем, а также развития методов дистанционного обучения.
   За последнее десятилетие дистанционное обучение уже претерпело значительные преобразования и продолжает интенсивно развиваться. Так, если в 1993 г. системой обучения на расстоянии было охвачено 1,3 миллиона студентов, то к 2000 г. их число возросло более чем на 11 млн. Кроме того, изменился состав студенчества. Сегодня только 4,5 млн. из 14,2 миллионов студентов попадают в категорию обучающихся по полной программе – это молодые люди от 18 до 22 лет, проживающие в университетском городке или в специально снятом университетском жилье. В целом, с 1972 по 1994 гг. процент студентов старше 25 лет значительно возрос: с 28 % до 41 %. Студенты этой возрастной группы предпочитают гибкий график обучения и независимость от местоположения преподавателей. Таким образом, преподавателям необходимо определить, как лучше всего удовлетворить потребности этого рынка образования.
   Специалисты дают следующее определение дистанционного обучения: это организация преподавания и передачи образовательных материалов посредством печатных или электронных средств географически удаленным студентам. Так, в Соединенных Штатах более трети всех колледжей и университетов уже предлагают так называемое обучение на расстоянии; ожидается, что к 2002 г. четыре из пяти студентов будут обучаться дистанционно.
   Интерактивная методика образования переходит от модели «говорящей головы», в центре которой находится преподаватель, а на периферии – студент, к модели самостоятельного получения знаний, сфокусированной на студенте. Обучение становится столь же важным, как и преподавание. Преподаватель менее склонен применять традиционную методику чтения лекций, и делает акцент на совместных обсуждениях и групповых проектах.
   В истории дистанционного обучения, как правило, выделяется четыре этапа, соответствующие четырем моделям дистанционного обучения.
   Первая модель была заложена еще в XIX веке и оставалась более или менее неизменной вплоть до 60-х годов века двадцатого. Традиционная модель образования подразумевала передачу знаний от преподавателя студенту, а студент при этом рассматривался, как «наполняемый знанием пустой сосуд». Знания передавались посредством печатных материалов, радио или телевидения, при этом время занятий было жестко фиксировано. Модель подразумевала сведение к минимуму взаимодействия между преподавателем, а гибкий график был практически невозможен.
   Во второй модели, разработанной в 60-е годы, был осуществлен переход к применению нескольких новых методик. Наряду с печатными материалами, радио и телевидением стали применяться аудио и видеокассеты. И, опять-таки, связь была изначально односторонней, а взаимодействие время от времени происходило по телефону, факсу или почте. На этом этапе уже начали применяться диалоговые, интерактивные телевизионные комнаты для занятий.
   В третьей модели, разработанной в 1985 г., использовались новые методы обучения с применением новых технологических средств, в том числе компьютера, компакт-дисков, электронной почты, комнаты для дискуссий, интерактивных досок объявлений, видео- и аудио конференц-связи. В рамках этой модели преподаватель отвечал за координацию многоканальной мультимедийной системы доставки информации. Многие университеты начали использовать многоцелевые сайты, стала возможной двухсторонняя связь, подразумевающая более глубокое взаимодействие между преподавателем и студентом. Такое взаимодействие было, по большей части, асинхронным (т.е. происходило не в реальном времени). Асинхронные сети обучения опирались на следующие четыре принципа: (1) доступность для студентов обучающего материала 7 дней в неделю и 24 часа в день; (2) интерактивный режим работы; (3) активное вовлечение студентов в процесс обучения; (4) своевременная обратная связь.
   Четвертая модель дистанционного обучения (с 1995 г. по настоящее время) подобна третьей модели, но дополнена методикой с участием мощного компьютера, способного обеспечить высокую скорость передачи информации и улучшить синхронизацию взаимодействия. По-прежнему взаимодействие ограничено пропускной способностью (т.е. быстротой включения в сеть и скоростью скачивания данных). Поэтому методы доставки материала все еще находятся отчасти на уровне третьего поколения дистанционного образования. Тем не менее, ожидается, что новые модели дистанционного образования продолжат развиваться в ближайшем будущем.
   Роль Всемирной Паутины в развитии дистанционного образования сводится к трем моментам: распространению информации (материал и содержание курса), связи (электронная почта, дискуссионные группы и комнаты для дискуссий, так называемые «чаты»), а также управлению занятиями (контроль посещаемости, процесс записи, процесс оценки знаний и перехода на следующий уровень). Французский сайт keepschool.com, предлагающий помощь в интерактивных занятиях, и насчитывает примерно 37 000 постоянных посетителей – они интерактивно «берут» уроки по выбранному курсу точно так, как покупают вещи: подробный разбор литературного произведения стоит 20 евро, решение задачи по математике – 10 евро.
   Основанный двумя бывшими студентами Высшей коммерческой школы и представленный как первый онлайновый университет, U3K (u3k.com) гордится уникальным педагогическим опытом: преподаватели права представляют студентам курс от 3 до 6 часов, в процессе которого студенты получают знания, обычно преподаваемые не менее чем за 30, а то и за 60 часов в обычной «реальной» аудитории.
   На U3K было зарегистрировано несколько тысяч посетителей и сделано несколько сотен покупок (один курс стоит от 100 до 195 фр. франков). В настоящее время предлагается только курс правоведения, который считается основным на «реальном» факультете гуманитарных наук, но в скором времени планируется запустить и другие курсы, заявки на которые все время поступают.
   Электронное обучение становится новым Эльдорадо в коммерческой сети Интернет. По оценкам «Meryll Lynch», оборот рынка образовательных платных услуг в 2002 году составит порядка 90 млрд. долларов. В любом случае, интерактивное образование представляет собой лакомый кусок для предпринимателей. Например, Джон Чемберс, президент «Cysco», уже поставил e-образование в свои ближайшие планы по разработке приложений. Жан-Мари Мессье, руководитель «Вивенди», является не менее убежденным сторонником развития этого направления бизнеса. Он инвестировал в него около 25 млн. долларов и набирает две команды из тридцати сотрудников по обе стороны Атлантического океана для запуска собственного образовательного портала education.com.
   Главное задачей группы является завоевание огромного рынка онлайнового обучения. «education.com» – это долгосрочный и очень многообещающий проект, который, кроме всего прочего, выполняет стратегические цели интернационализации, развития многоуровневого обучения, выравнивания образовательных платформ разных стран.
   Уплатив 150 франков за годовой (а для некоторых дисциплин – за семестровый) курс, студенты получают не только учебный материал, но также имеют доступ к службе поддержки учебного процесса, а выпускные классы подготавливают дипломную работу для получения звания бакалавра. С развитием Интернета образование стало быстрыми темпами «глобализироваться». Одновременно с этим приходит понимание, что недостаточно всего лишь потратить деньги на оснащение образовательных учреждений компьютерами.
   Выступая на форуме в Давосе, министр информатики Сингапура Тео Чи Хин сказал: «Основная цель наших инвестиций в систему образования, состоит не в том, чтобы улучшать материальную базу. Деньги будут использованы, прежде всего, на то, чтобы сформировать штат преподавателей, переработать программы и, самое главное, изменить менталитет».
   Действующая система образования должна быть технически адекватна современным потребностям обучающихся будущих специалистов. В то же время следует сохранить то лучшее, что было накоплено в опыте реализации предыдущих исторических моделей. Одного только доступа во всемирную сеть недостаточно, так как сама по себе информация, как таковая, не является знанием. Необходима переподготовка и постоянное совершенствование преподавателей.