02.12.2001  В вуз идут одни старики

   Говоря об образовании, большинство из нас представляют себе толпы школьников, постигающих букварь и правило Буравчика, или в крайнем случае студентов, пьющих пиво в промежутках между лекциями. Учеба почему-то совсем не ассоциируется со взрослыми людьми. И хотя в последнее время многие говорят о втором высшем образовании, профессиональной подготовке и повышении квалификации, эти моменты представляются чем-то экзотическим, не имеющим никакого отношения к реальности.
   И это несмотря на тот факт, что уже довольно много российских вузов открыто работают на рынке образования для взрослых. Чтобы окончательно разобраться в том, что собой представляет система образования для взрослых, зачем и кому она нужна, а также о перспективах ее развития, мы попросили ответить на несколько вопросов доктора педагогических наук, заведующую лабораторией Центра проблем непрерывного образования Института теории образования и педагогики Российской академии образования Валентину ЕРМОЛЕНКО - В последнее время в обществе обсуждается такое новое для нас явление, как непрерывное образование. Расскажите об этом поподробнее.
   - Действительно, непрерывное образование - достаточно новое явление для России, хотя на Западе по этой системе уже на протяжении нескольких десятков лет работает большинство университетов. У нас непрерывное образование, а точнее, его элементы появились в начале 90-х, когда некоторые школы заключили партнерские договоры с вузами. Система школа-вуз, как правило, подразумевала, что часть профильных предметов школьникам читали профессора из университета или института, а на вступительных экзаменах своим абитуриентам предоставляли некоторые льготы. В настоящее время наиболее прогрессивной можно назвать систему непрерывного образования школа - колледж - вуз - аспирантура, в которой студент проходит все ступени: от среднего образования до ученой степени в едином образовательном пространстве.
   Подобные формы обучения становятся особенно актуальными сегодня: люди почувствовали необходимость обновлять свои знания в условиях формирования новой социально-экономической среды. Это является определяющим фактором успешной адаптации к ней человека, его конкурентоспособности.
   Вообще непрерывное образование, в научном его понимании, есть открытость человека к постоянному самообновлению. На бытовом же уровне - это преемственность образовательных структур. Если говорить о перспективных тенденциях его развития, то я считаю, что непрерывное образование должно предоставлять каждому широкие возможности для выбора дальнейшей образовательной траектории. Учащийся, абитуриент, студент в таких условиях должны быть подготовлены так, чтобы их образовательный уровень был достаточен для перехода на следующую ступень обучения. Например, если человек, окончивший институт, хочет получить степень MBA (магистр делового администрирования), а экзамены в престижных бизнес-школах достаточно трудные, то он, находясь в едином образовательном пространстве, может без проблем получить еще один престижный диплом. Это становится возможным, когда в его институте внедрена программа поствысшего образования, но не как отдельная от курса высшего образования, а как интегрированная его часть.
   - Вы затронули сейчас проблему поствысшего образования. Насколько я понимаю, это довольно широкий термин, включающий в себя второе высшее образование, переподготовку:.
   - Вы совершенно правы. Термин сам по себе охватывает достаточно широкую область так называемого образования для взрослых. Здесь хочется сразу упомянуть известную пословицу учиться никогда не поздно. Она лучше всего иллюстрирует этот пласт российской системы образования. Сейчас, когда многие вузы предлагают образовательные программы для взрослых, мы можем смело заявить, что старый стереотип о том, что взрослым учиться гораздо труднее, чем молодежи и детям, по чисто физиологическим причинам (мозги хуже работают), не соответствует действительности. Да, есть проблемы, связанные с тем, что у большинства студентов, получающих второе высшее, а тем более MBA, есть семьи и основная работа, которая, как правило, забирает очень большую часть времени. При этом на учебу остаются максимум выходные дни. Но в связи с тем, что практически все вузы строят расписание для взрослых по другим принципам, нежели для студентов-первокурсников, часть проблемы снимается сама собой. Хотите, учитесь по воскресеньям. Хотите, по вечерам. График практически везде очень гибкий, и каждый может найти тот вариант, который ему подойдет.
   Говоря о содержании образовательных программ, которые предлагаются в качестве поствысшего образования, - второго высшего, программ MBA, программ профессиональной переподготовки и т.д., - можно отметить, что они составляются таким образом, чтобы студенты больше занимались непосредственно практикой. Это связано, во-первых, с тем, что все студенты таких программ уже имеют высшее образование, а значит, и необходимый багаж теоретических знаний. А во-вторых, люди, пришедшие на курс делового администрирования, вряд ли захотят слушать историю Древнего мира. Скорее они поедут на практику в одну из крупнейших мировых компаний и поработают там в качестве финансистов или менеджеров. Поствысшее образование тем и отличается, что в основе своей направлено на профессиональную подготовку и переподготовку людей, уже имеющих достаточный образовательный уровень.
   - Пожалуйста, расскажите о нынешнем состоянии поствысшего образования в России и о перспективах его развития.
   - За последние пять-семь лет Россия сделала мощный рывок вперед в этой сфере.
   Это связано прежде всего с развитием рыночных отношений и интеграцией в мировую экономику. В этой связи появился реальный спрос на высококвалифицированные кадры. Но даже самые престижные российские вузы этот спрос сами удовлетворить не смогли и стали привлекать различные западные учебные заведения в качестве партнеров по программам поствысшего образования. В качестве таких партнеров у разных вузов выступают учреждения, начиная от мелких швейцарских бизнес-школ до престижнейших Гарвардского и Кембриджского университетов. В итоге студенты многих российских вузов получают сразу два диплома: государственный диплом о втором высшем образовании и диплом иностранного вуза-партнера. Если говорить о тенденциях развития, то поствысшее, как никакая другая образовательная ступень, постоянно стремится к интеграции в мировое образовательное пространство. Идет постоянный обмен опытом в виде программ обмена преподавателями и студентами. И уже сейчас можно сказать, что, идя получать второе высшее образование или повышать свою квалификацию в хороший российский вуз, вы получаете образование мирового уровня. Теперь не обязательно ехать к западным профессорам - светилам экономики и политики. Они сами приедут к вам.