| 06-09-2004 Технопарки и инновационные центры, созданные при ведущих российских вузах, помогают ученым выйти на рынок
У российского высшего образования меняется концепция. Оно уйдет от фундаментальности и будет служить потребностям рынка. Система образования должна быль тесно связана с бизнесом и учитывать перспективы экономики, заявил министр образования Алексей Фурсенко. В августовском бизнес-педсовете "Профессиональное и бизнес-образование: современные задачи, проблемы и тенденции развития", организованном общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", приняли участие министр образования и науки РФ г-н Фурсенко, представители бизнес-сообщества и эксперты по вопросам кадровой подготовки. Они обсуждали проблемы современной системы образования и возможные варианты их решения, сообщает РБК. Практически все участники педсовета сошлись в том, что необходим кадровый заказ, а также обучение профессиональным навыкам, отвечающим сегодняшним требованиям. В России, где в этом году в вузы поступило на 200 тысяч человек больше, чем окончило школу, получение высшего образования во многом потеряло свой престиж, но зато стало 'лекарством' от службы в армии. В последнее десятилетие институты и университеты в России росли как грибы после дождя, предоставляя любому человеку, даже, мягко выражаясь, не слишком способному, получить заветные 'корочки'. В результате, дипломов больше чем достаточно, а квалифицированных кадров - дефицит. Г-н Фурсенко решил изменить ситуацию. Фундаментальность выпускников наших вузов ценится во всем мире, однако нынешнему правительству нужны иные качества, заявил министр образования России. 'Это очень страшно потерять, но как совместить старые добрые традиции, потребности рынка и потребности молодежи, стремящейся к высокооплачиваемой работе после окончания вуза, никто не знает, это очень сложный вопрос', -- посетовал министр. Тем не менее, ставка будет сделана на прикладную вузовскую науку, способную привести страну к быстрому научно-техническому прогрессу, и на потребности сегодняшнего рынка труда. Научное и образовательное сообщество теперь в меньшей степени будут влиять на программы среднего и высшего образования. На смену академикам-теоретикам с их высокими абстрактными ценностями придут государство и работодатели, пишет 'Время новостей'. 'Долгое время система российского образования варилась в собственном соку. Но ни одна отрасль не может сама себе ставить задачи, передает РИА 'Новости'. Мы должны иметь четко сформулированный заказ извне', -- подчеркнул Андрей Фурсенко, И уточнил, кто именно станет главным заказчиком: 'Мы подготовили проект, в котором прописаны пожелания работодателей в развитии требований в образовании, формировании новых программ и установке стандартов'. Министр признался, что рынок меняется быстро: сегодня ясно, какие специальности востребованы, но что будет через пять лет, точно спрогнозировать сложно. 'Тем не менее, представители 'Деловой России' готовы взяться за такую аналитику -- они в этом сами заинтересованы', -- заверил министр. В качестве первой ласточки ориентированного на рынок образования уверенно выступают технопарки и инновационные центры, созданные при ведущих российских вузах. Согласно информации Министерства образования и науки, при участии вузов созданы и работают свыше 2 тыс. малых инновационных предприятий, на базе ведущих вузов организовано 15 учебно-научно-инновационных комплексов, занимающихся выпуском реальной продукции. Рыночный подход, однако, обернется для студентов не только выгодой. Бесплатным и общедоступным останется лишь первая ступень высшей школы. Как рассказал Андрей Фурсенко, министерством разработан законопроект о введении двухуровневой формы образования: бакалавриата и магистратуры. Этот документ предусматривает значительное сокращение бесплатных мест в магистратуре. Точные цифры министр отказался назвать, но сообщил, что бюджетных магистров будет, очевидно, менее половины от числа бакалавров, а возможно, всего около 30%. 'Все эти цифры должен регулировать заказ, потребность страны в специалистах', -- пояснил г-н Фурсенко. За обучение сверх квот государственного и рыночного заказа студентам явно придется доплачивать из семейного бюджета, отмечает 'Время новостей'. По сути, реформа, предлагаемая Андреем Фурсенко, даже более глобальна, чем 'модернизация' бывшего министра образования Владимира Филиппова, предложившего двенадцатилетку и единый госэкзамен. Г-н Филиппов больше был занят изменением формы, а новый министр решился поменять содержание. Только в отличие от своего предшественника постарался избежать анонсирования кардинальных перемен. |
| |