ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
projects.innovbusiness.ru
21-12-2010  Башкортостан: необходимо развитие форм поддержки инновационного МБ

   Инновационное предпринимательство – наиболее уязвимая часть российского бизнеса. Инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: производство, торговлю, менеджмент и маркетинг. Аккумулируя все эти сферы, инновационное предпринимательство, с одной стороны, использует весь потенциал этих отраслей, с другой — собирает все возможные проблемы данных сфер, считает министр промышленности и инновационной политики РБ Роберт Вагапов.
   Свою точку зрения о поддержке малого инновационного предпринимательства он изложил на прошедшем заседании правительства РБ под председательством президента Башкортостана Рустэма Хамитова.
   Среди проблем инновационного бизнеса Роберт Вагапов назвал такие: отсутствие правовой основы на федеральном уровне; крайне низкая востребованность инновационного бизнеса; кадровая проблема; несовершенные финансовые механизмы инновационной деятельности; неблагоприятный экономический фон; низкая мотивация исследований и нерешенность проблем с интеллектуальной собственностью.
   По мнению министра, проблема малых инновационных предприятий, у которых есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостящая материально-техническая база. Банки, как известно, инновационный малый бизнес кредитуют плохо из-за высоких рисков. Институты венчурных фондов, бизнес-ангелов у нас существуют, но высокоэффективной их работу пока назвать нельзя.
   В этой связи Роберт Вагапов считает необходимым создание и развитие следующих механизмов и форм поддержки инновационного предпринимательства. Во-первых, развитие системы «посевных» инвестиций и венчурного финансирования. При этом создание системы венчурных фондов должно ориентироваться не только на конкурсный отбор проектов, но и на конкурсный отбор фондов на право финансирования проектов.
   Во-вторых, содействие формированию кэптивных венчурных фондов промышленных предприятий. Поясним, что кэптивный фонд — это венчурный капитал, вложенный в дочерние компании промышленных или торговых монополий и банков.
   Что для этого необходимо? Трансформация государственной финансовой поддержки от «компенсационного» (возмещение уплаченных процентов за кредит) к «сопроводительному» принципу (выдача низкопроцентных кредитов). Данный механизм реализуется с помощью формирования специальных программ кредитных организаций с участием бюджетных средств (выделение их под «символический» процент), поскольку формирование системы выдачи льготных бюджетных кредитов не обеспечит в должной мере их возвратности.
   Другой путь — создание схемы «мотивации» инновационных предприятий.
   Для того чтобы инновационная сфера вызывала интерес у предпринимателей, необходимо создать конкуренцию, которая возможна лишь при хороших финансовых стимулах. В качестве таких стимулов могут быть предоставлены налоговые льготы (по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу). Например, предполагается снижение налоговой нагрузки для технопарков и индустриальных парков. Другое направление — предоставление малым инновационным предприятиям энергетических ресурсов и арендуемых помещений на льготных условиях, а также установление «налоговых каникул» для вновь создаваемых малых инновационных предприятий.
   Как сообщил Роберт Вагапов, для поддержания инновационного малого бизнеса важно участие в создании необходимой инфраструктуры. В Башкортостане созданы и функционируют семь технопарков, три бизнес-инкубатора, два центра трансфера технологий, два венчурных фонда, 23 производственно-технологических центра субъектов малого предпринимательства. В этом году к данным субъектам инновационной инфраструктуры добавились индустриальные парки «Прикамье» в Нефтекамске и «Строительные материалы Башкортостана» в городе Агидели. Кроме того, осуществляются мероприятия по созданию технопарка в сфере высоких технологий.
   В ближайшей перспективе также реализация проектов по созданию на базе ОАО «Полиэф» технопарка «ПЭТФ – Башкортостан», индустриального парка «Центр газохимии — Салават» на базе ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», технопарка энергоэффективных технологий в рамках создаваемого СП «РусГидро – Альстом» и реализации соответствующего соглашения.
   Вместе с тем Роберт Вагапов считает необходимым создание и развитие иных объектов инфраструктуры. В их числе центры коллективного пользования производственным оборудованием, центры прототипирования и инжиниринговые фирмы. "Очевидно, что обеспечение всех малых и средних предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать это оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов, а порой и миллионов, его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции сможет позволить себе только достаточно крупное и финансово устойчивое предприятие, — поясняет министр. - Таким образом, от использования новых технологий в производстве отсекается огромный пласт малых и средних предприятий. Решить эту проблему вполне способны центры коллективного пользования оборудованием, созданные на базе крупных промышленных предприятий".
   Как считает руководитель Минпрома, еще один очень важный инструмент, которому уделяется пока мало внимания, – центры прототипирования.
   "Важнейшей стадией коммерциализации инновационных разработок является создание промышленного прототипа или действующего образца. Только при его наличии малое инновационное предприятие имеет шанс привлечь клиентов и, соответственно, инвесторов для развития и быстрого роста," — уверен Роберт Вагапов.
   По его мнению, способствовать коммерциализации разработок также будет создание сети инжиниринговых фирм. Крупный бизнес купит новую разработку только в том случае, если ее достоинства будут продемонстрированы на достаточно компетентном уровне.
   Кроме того, теперь возможно создание инновационных предприятий при вузах и научных организациях в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Однако и здесь не все так просто.
   Уже имеющиеся соответствующие законодательные возможности наталкиваются на ряд ограничений, среди которых министр отметил следующие. Первая проблема – «отсутствие или неоформление у большинства научных и образовательных учреждений результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов». То есть нет патентов и лицензий, что препятствует формированию учредительных вкладов при создании малых инновационных предприятий. Вторая проблема заключается в отсутствии у вышеназванных учреждений «необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов для организации инновационного бизнеса». Третья – в незаинтересованности предпринимательского сектора экономики финансировать рисковые и дорогостоящие инновационные проекты, имеющие длительный срок окупаемости.
   Есть и четвёртая проблема, отчасти объясняющая риски предпринимателей и учебных заведений, – «банкротство предприятий малого инновационного бизнеса». Процедура банкротства малых инновационных предприятий, учредителями которых являются бюджетные учреждения науки и образования, по другому, 120-му ФЗ осложнена, поскольку учредители должны расплачиваться по своим обязательствам либо деньгами, либо при их отсутствии — собственностью. Это обстоятельство может иметь последствием отчуждение госсобственности.
   Роберт Вагапов обратил внимание и на кадровую проблему. Речь идет о недостатке менеджеров, способных продвигать инновации на рынок. В связи с этим необходима разработка многоуровневых программ подготовки кадров, в том числе для инновационного бизнеса и венчурного инвестирования, создание специализированных интернет-порталов, тематических сайтов.
   И наконец, по мнению министра, решение многих проблем инновационного предпринимательства тормозится отсутствием скоординированной работы республиканских министерств и ведомств.
   "Для реального содействия развитию инновационного предпринимательства необходимо совместное осуществление заинтересованными органами исполнительной власти мер экономического и правового регулирования", — считает Роберт Вагапов. Целесообразным он видит проведение таких мероприятий: создание административных регламентов по осуществлению согласительных процедур при организации бизнеса; возобновление работы Межведомственного совета по координации деятельности государственных контролирующих органов, действующих на территории республики.
   Актуальным, на его взгляд, будет создание отраслевых саморегулируемых организаций (СРО) на базе отраслевых ассоциаций и союзов, а также территориальных общественных объединений с возложением функций по оказанию части государственных услуг, проведению проверок, созданию страхового фонда, проведению согласительных процедур, в том числе при землеотводе, подключении к коммуникациям, информационному обеспечению и т.д.
   Тогда, по мнению Роберта Вагапова, от слов о внедрении ииноваций можно будет переходить к делу, сообщает ИА "Башинформ".

ИА "Альянс Медиа"

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100