17.09.2001  Бизнес-школы делают все, чтобы привлечь женщин

   «Они просто боятся математики и… преступников! Вот основные причины, по которым женщины не решаются поступать в нашу бизнес-школу», - считает Дон Мартин, заместитель декана Chicago Graduate School of Business по вопросам поступления. Чикагская бизнес-школа отстает от ведущих школ, так как женщины составляют всего лишь четверть от общего количества студентов программы “full-time MBA”. «Проблема в том, что некоторые женщины не уверены, что их знаний в области математики будет достаточно для учебы в школе Chicago, славящейся обилием математических дисциплин», - говорит г-н Мартин. «К тому же им кажется небезопасной территория Hide Park – парка, расположенного поблизости от школы. Мы предлагаем специализацию по 13 направлениям, включая General Management и Entrepreneurship, но многие уверены, что только гениям дано поступить в Чикаго». Бизнес-школа Chicago, как, впрочем, и такие школы, как Harvard, Michigan и Columbia, старается изменить ситуацию к лучшему, ведь сегодня женщины – студентки МВА составляют в Чикаго не более 30%. Конечно, 30% - это очень много по сравнению с 70-ми годами, когда в Гарварде было не более 11% женщин. Существующая диспропорция подтолкнула школы к решительным действиям. Школа Chicago, например, организовала в семи городах специальные центры, где женщины могут получить всю необходимую информацию о программе МВА. Также была выпущена книга под названием “Why Women Choose Chicago”, в которой содержатся очерки о женщинах, получивших степень МВА в области финансов, маркетинга и электронного бизнеса. Школа ведет активную борьбу за потенциальных студенток МВА, в частности, приводит данные полиции о том, что Hide Park в настоящее время безопаснее многих других районов города. Но сделать предстоит немало: этой осенью ожидается снижение количества абитуриенток программы МВА до 23% по сравнению с 27% в 1990 г. Бизнес-школа Goizueta пошла дальше, поместив женщину на обложках буклетов программ “full-time” и “executive MBA”. Школа университета Notre Dame рассылает абитуриенткам письма, написанные не деканом бизнес-школы, а женщиной – тренером баскетбольной команды. Женская требовательность и непредсказуемость стала головной болью многих бизнес-школ. Такие школы как Harvard, Yale и Wharton ожидают приток абитуриенток в этом году, в то время как школам Duke и Dartmouth не повезло – количество женщин там заметно снизилось. «Мы работаем над этой проблемой, но пока ничего не получается, и в нашей школе женщины составляют всего 28%», - говорит Марсиа Армстронг, заместитель декана школы Cox, отвечающая за программы МВА. Для сравнения: в Стэнфорде 41% всех студентов – женщины. Существует множество объяснений того, почему женщины неохотно подают документы в бизнес-школы. Подавляющее большинство женщин поступает в бизнес-школы в возрасте 28 лет. Женщины после 30-ти уже начинают задумываться о семье и детях, и степень МВА теряет для них свою привлекательность. В медицинских и юридических школах ситуация отличается в лучшую сторону, потому что, в отличие от бизнес-школ, туда можно поступить сразу после колледжа. Новая политика, проводимая бизнес-школами, может повлиять на выбор абитуриентом той или иной школы. Гарвард и Стэнфорд, например, недавно объявили о наборе студентов, недавно окончивших колледж. В рекламном проспекте гарвардской бизнес-школы прямо говорится: «Мы ищем молодых людей, имеющих небольшой опыт работы». В завершение приводится список юных талантов, на которые нужно ориентироваться. Среди них - Моцарт, Бобби Фишер, Джейн Остин и Стив Джобс. «Если, к тому же, мы сумеем привлечь больше женщин, то будем считать, что добились своей цели», - говорит заместитель декана приемной комиссии бизнес-школы Harvard, Эйлин Чанг. Некоторые школы стараются сделать традиционные занятия более привлекательными для женщин. В бизнес-школе Michigan занятия по предмету Entrepreneurship (предпринимательство) проводятся женщинами, у которых есть собственное дело. В Гарварде на занятиях case-studies в качестве примера рассматривают такие компании, как Staples Inc. или Handspring Inc., где женщины играют главную роль. Кампания по привлечению женщин в бизнес-школы развернулась во многом благодаря исследованию, проведенному группой Catalyst Inc. и Мичиганским университетом. Данные послужили сигналом для многих школ. Как выяснилось, женщины боятся поступать в бизнес-школы, потому что: во-первых, там мало женщин-преподавателей. Во-вторых, они думают, что не смогут совмещать семью и бизнес, а в-третьих, не уверены, что рекрутеры с радостью примут их на работу. «Женщины большей частью работают в тех сферах, где степень МВА не играет решающей роли, будь то маркетинг, издательское дело или модельный бизнес», - продолжает Эйлин Чанг. По результатам исследования в этом году рабочая группа ассоциации M.B.A. Women собирается создать некоммерческую организацию, которая предложит женщинам гранты, и будет заниматься продвижением бизнес-образования в колледжах, средних школах и, может быть, в младших группах Girl Scout и Junior Achievement. К этой инициативе присоединились такие бизнес-школы, как Columbia, Michigan, Texas, Wharton и Dartmouth. А также следующие компании Dell Computer Corp., Deloitte Consulting, Goldman Sachs Group Inc., J.P. Morgan Chase & Co., Procter & Gamble Co. и компания Kraft Foods, входящая в концерн Philip Morris Cos. В ходе исследования Catalyst/Michigan выяснилось также, что замужним женщинам, если они захотят учиться в бизнес-школе, труднее уговорить своих мужей переехать в другой город. «Даже сегодня, в 2001 году, женщине нелегко убедить мужа последовать за ней, к примеру, в Индиану», - говорит бывший руководитель программы МВА Университета Индианы, где всего лишь 20% от общего числа студентов составляли женщины. Исключением из правила является бизнес-школа Columbia, где количество студенток МВА увеличилось с 1991 года на 7% и составило 37%. В школе Columbia гордятся тем, что 40% топ-менеджеров в школе составляют женщины. Многие из них являются президентами студенческих клубов, а также издателями университетской газеты. «Ни что не дается легко, вы должны все время быть начеку», - говорит декан бизнес-школы Columbia. По материалам College Journal.